|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 451
комментатора Аверроэса. С его точки зрения, сказанное ими совпадает с самой наукой, и
слушать их — значит слышать сам разум. Вернее, поскольку нельзя не видеть, что
преподавание учения Аристотеля нередко противоречит Откровению, то нужно признать,
что его учение — это философия. А если, с другой стороны, существует абсолютная наука —
наука Откровения, то следует кротко согласиться с тем, что существуют два решения
некоторого числа вопросов: одно — решение с помощью Откровения, и именно оно истинно;
другое — решение с помощью лишь обычной философии и естественного разума. Когда
между ними возникает конфликт, мы говорим: вот решения, к которым меня по
необходимости приводит разум, оперирующий как философия, но, так как Бог не может
лгать, я принимаю истину, данную нам в Откровении, и впитываю ее верой.
Как истолковать такую позицию? Прежде всего заметим, что она выражена с предельной
осторожностью, по крайней мере в том, что касается формы. Аверроэс не поколебался
занять куда более откровенную позицию. Он думал и говорил, что истина в собственном
смысле слова — это истина, которую добывают философия и разум. Безусловно,
богооткровенная религия тоже обладает своей степенью истины, но это явно более низкая и
подчиненная степень. Всякий раз, когда философия и текст Откровения вступают в
противоречие, то этот текст нужно истолковать и извлечь из него подлинный смысл с
помощью одного только естественного разума. Сигер Брабантский не советует нам ничего
подобного. Он довольствуетс
Часть 25.
425
6. От перипатетизма к аверроизму
указаниями на выводы и решения философии и, напротив, бескомпромиссно утверждает
превосходство истины Откровения. В случае конфликта уже не разум, а вера принимает
решение. Но Сигер проявляет еще большую осторожность. Если и существовала в средние
века доктрина «двойственной истины», то ее авторство можно совершенно законно
приписать Аверроэсу, а не Сиге-ру. В самом деле, никогда Сигер Брабантс-кий не
употребляет слово «истина» для характеристики результатов философского умозрения. У
него истина всегда и исключительно означает Откровение. Поэтому, как мы видим, для
обозначения объекта исследования он использует единственное число. Если мы называем
истиной только истину Откровения и если философия этого не учитывает, то значит цель
философии — не поиск истины. И действительно, Сигер Брабан-тский никогда не
приписывает ей эту цель. Заниматься философией, говорит он нам, «значит просто
отыскивать то, о чем думали философы — и особенно Аристотель, — даже если случайно
мысль Философа не была согласна с истиной и если Откровение посредством души передало
нам решения, которые естественный разум не в состоянии доказать». Заниматься
философией, пишет он в другом месте, значит в большей степени искать то, о чем думали
философы, нежели истину: «quaerendo intentionem philosophorum in hoc magis quam
veritatem, cum philosophice procedamus»*. Итак, для Сигера есть только одна истина, и это —
истина веры.
Таковы были четкие и ясные утверждения Сигера Брабантского. Принимая факты такими,
какими они были, трудно удержаться от вопроса: что следует о них думать? Быть может, это
будет большим свидетельством наличия у нас некоторой мудрости и умения подходить к
событиям философски, чем заявление о нашей неспособности объяснить
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|