|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 443
Анделиса выстраивает вооруженные силы Дамы Логики под командованием Пьерона де
Куртене, «одного из самых мудрых логиков», лейтенантами у которого служат Жан ле Паж,
Пуэнлан де Гамаш и Николь (всем по 50—56 лет). Исторические прототипы Пьера де
Куртене и Пуэнлана де Гамаш точно установить не удается, но Жан ле Паж — это,
безусловно, Иоанн Пагус, а Николь, — вполне вероятно, — Николай Парижский; оба они
• парижские авторы школьных учебников по логике Аристотеля. Бернард из Сансиза, Ги-
льом из Сент-Амура («Первая аналитика», «Вторая аналитика») и Матвей Орлеанский
• также имена учителей, труды которых по логике появились в первой половине XIII века.
Напрасно мы попытались бы найти среди парижских преподавателей искусств той эпохи
хотя бы одного комментатора книг «О небе», «Физика» или даже «О Душе». О
существовании этих произведений, конечно, знали, на факультете искусств их изучение было
разрешено и его приходилось проводить, но центр тяжести преподавания по-прежнему
составляла логика. Убедиться в этом позволяет один любопытный документ.
Едва учрежденный Парижский университет наряду с фундаментальным вопросом о
расходах на обучение поспешил решить вопрос относительно дипломов, которые обязывали
студентов, желающих их получить, прослушать определенные курсы. Везде, где есть
дипломы, есть экзамены; экзамены предполагают программы, а последние, в свою очередь,
— учебники, позволяющие овладеть ими. В ходе неутомимых исследований М. Грабману
выпало заслуженное счастье обнаружить анонимный учебник, относящийся к середине XIII
века, во введении к которому дано ясное определение его предмета: «Количество и
сложность вопросов, особенно экзаменационных, становятся еще более тяжелым бременем
из-за того, что они чрезвычайно неоднородны и относятся к различным дисциплинам,
между которыми нет ни порядка, ни определенной последовательности. Ясно видя это, мы
сочли полезным представить некий род резюме этих вопросов с ответами на них и
объяснить, что именно нужно из них знать, следуя определенному непрерывному порядку,
начиная с того, что есть философия, ибо это название прилагается к каждой из дисциплин».
Итак, автор начинает с последовательности дефиниций, знание которых до сих пор остается
ценным для читателей средневековых философских или теологических произведений.
«Философия» означает поиски обнаружение причин, возникающих из любви к знанию;
«наука» («scientia») подразумевает состояние (habitus) души, то есть постоянное обладание
определенным знанием; «доктрина», или «учение» («doctrina»), означает передачу знания
учителем в школе посредством преподавания; «дисциплина» («disciplina») — это духовная
связь между учителем и учеником; «искусство» («ars») обозначает способ изложения и
технику научения; наконец, «способность» («facultas») подчеркивает легкость изложения и
выражения, живость ума и богатства, которые человек извлекает из науки, а словом
«facultates» иногда обозначают приобретенные интеллектуальные богатства.
Глава VIII. Философия в XIII веке
418
После этих определений в учебнике классифицируются различные науки, или отрасли
философии. Среди последних различаются: естественная философия, задачей которой
является изучение природы на различных уровнях абстракции (математика, физика,
метафизика); нравственная (моральная) философия, изучающая человеческую волю;
наконец, рациональная философия, исходным пунктом которой является разум. Далее
следует указатель книг (главным образом Аристотеля), в которых изложены эти науки и по
которым обычно задают вопросы на экзаменах. Огромная часть вопросов касается
«рациональной философии», в которой согласно традиционному делению фигурируют
«грамматика», «риторика» и «логика». «В этой части вопросы ставятся несравненно чаще
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|