|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 438
того или иного философа, и учеников в узком смысле слова, воспринявших идеи в готовом
виде от учителя и стремившихся их распространять; такие люди встречаются в сфере
влияния учителя только потому, что их собственные настроения совпадают с настроениями
их наставника, вследствие чего они находят в его творчестве тот или иной ответ на свои
вопросы. Люди обычно не ставят собственных вопросов, и
413
5. От Фомы Аквинского до Эгидия Римского
поэтому их ответы никогда не выглядят заимствованными.
Эгидий Римский (Aegidius Romanus) родился в Риме ок. 1247 г., в 1260 г. вступил в Орден
отшельников св. Августина, был, возможно, учеником Фомы Аквинского в Париже в 1269—
1272 гг. Избранный в 1276 г. бакалавром, Эгидий Римский стал свидетелем осуждения 1277 г.
и немедленно включился в борьбу: им была написана «Книга против степеней и
множественности форм» («Liber contra gradus et pluralitatem formarum»), где он
обрушивается на положение о множественности форм не только как на философски
ошибочное, но и как на противоречащее вере. Этьен Тампье требует отречения от этой
книги; Эгидий отказывается и покидает Париж, куда возвращается только в 1285 г., чтобы
получить степень лиценциата теологии, и в течение шести лет (1285—1291) занимает первую
кафедру, зарезервированную за Орденом августинцев. С 1287 г. его доктрина становится
официальным учением ордена. Избранный в 1292 г. главным служителем Ордена
отшельников св. Августина и назначенный в 1295 г. архиепископом Буржа, он умирает в
Авиньоне 22 декабря 1316 г., оставив богатое и разнообразное литературное наследие,
исследование которого еще весьма далеко от завершения: Комментарии к Аристотелю (к
трактатам по логике, к «Риторике», «Физике», «О душе», «О возникновении и уничтожении»,
«Метафизике», к трактатам по этике), «Спорные вопросы» и «Вопросы для широкого
обсуждения», «Теоремы» («Theoremata») по различным предметам, «Комментарии к
Сентенциям» и к «Книге о причинах» («Liber de causis»), «Толкование Шестодневе» («In
Hexaemeron»), а также политические трактаты, из которых важнейший «О церковной
власти» («De ecclesiastica potestate»).
По оценке одних философско-теологичес-кая система Эгидия целиком базируется на
аристотелевско-томистских основаниях. Это не исключено, но даже если бы так и было, то
лишь доказывало бы, что на одном фундаменте можно построить несколько домов. Другие,
напротив, говорили об «антитомиз-яе» Эгидия, особенно в его комментарии к 1 книге
«Сентенций» (Дж. Бруни). Быть мокет, Эгидий просто всегда шел своим собственным путем.
На эту мысль наводит уже его отношение к вопросам, где его решения й решения св. Фомы в
целом совпадают. Так, вслед за последним он поддерживает идею реального различения
сущности и существования, в частности в своих трактовках «Теоремы о бытии и сущности»
(«Theoremata de esse et essentia») и «Вопросы о бытии и сущности» («Quaestiones de esse et
essentia»), где ведет долгую и тонкую полемику с Генрихом Гентским. Вмешательство Эгидия
в эту проблему было настолько значительным, что его широкий диспут (dispute
quodlibetique) 1276 г. считается моментом, когда проблема различения сущности и
существования стала «горящим вопросом» (Э. Оседез) и огонь не только не был потушен, но
пламя разгорелось яростнее, чем когда-либо. Верно, что Эгидий, как и св. Фома, утверждал
это различение, однако он делал это в терминах, настолько отличных от терминов,
употребляемых св. Фомой, что не очевидно, имело ли это различение в обеих доктринах
один и тот же смысл. Для св. Фомы esse реально отличается от essentia, как акт
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|