|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 437
сера, свидетельствует о явном недоверии к платонизму, которое можно объяснить влиянием
св. Фомы, но оно может иметь и другие причины. Этот намеренно ироничный ум питал
недоверие и к другим вещам. В одной из «Quodlibetas» (V, 6) он спрашивает, мо-
Глава VIII. Философия в XIII веке
412
жет ли Бог сотворить материю без формы или, напротив, с двумя одновременно
субстанциальными формами, и отвечает, что, согласно Аристотелю, это невозможно, но
один архиепископ (Килвордби или Пенкам?) утверждал противоположное. А поскольку
утверждение католического прелата по праву стоит выше точки зрения Аристотеля, то он
заявляет, что Бог может породить несколько субстанциальных форм в одной материи. Это
лукавое безразличие не похоже на убежденность св. Фомы. Добавим, что в вопросе
различения сущности и существования Николай Тривет допускает определенную свободу.
Хотя его опубликованные по этому вопросу тексты не являются образцом ясности,
представляется, что он заменил реальное различение, проводившееся св. Фомой,
различением, которое осуществляет разум. И здесь еще требуются углубленные
исследования, чтобы оценить верность этих томистов заветам св. Фомы Аквинского.
Таким образом, речь идет о проблеме томистской школы как таковой и о степени ее
единства. Сам факт, что некий автор заявил о намерении следовать учению св. Фомы,
заставляет строить предположения о его приверженности томизму, но они отнюдь не
являются доказательством этого, особенно если упомянутый автор — член Ордена
доминиканцев, где верность св. Фоме довольно рано стала официальным правилом. Выводы,
к которым можно прийти даже после скрупулезного исследования, останутся
дискуссионными, поскольку будут зависеть от определенной интерпретации взглядов св.
Фомы. Люди, приписывающие ему концепцию реального различения сущности и
существования, откажут в праве называться его учениками мыслителям, отвергающим этот
тезис, а последние в свою очередь исключат из числа настоящих томистов тех, кто это
различение провозглашает. Возможно, придется всегда довольствоваться довольно гибкой
классификацией, которая к тому же постоянно — по мере роста исследований — будет
пересматриваться.
Тем не менее сейчас ясно, что существовала группа теологов, которые поставили своей
главной задачей поддержку учения св. Фомы. Среди этих томистов в подлинном смысле
назовем Бернарда Триллиа (Берна-ра из Трейи, ум. в 1292), Бернарда из Оверни, или
Бернарда из Ганны (ум. после 1300), Гильома из Гулена (Guillaume Goudin, или Guillaume
Peyre de Godin, ум. в 1336), Петра из Палюды (ум. в 1342), Иоанна Неаполитанского (Giovanni
di Napoli, ум. после 1336). Любопытно наблюдать, что влияние томизма было неоднородно с
географической точки зрения. Очень мощное во Франции и Италии, менее значительное в
Англии, оно казалось совсем слабым в Германии, где основной путь развития шел в
направлении от Альберта Великого к умозрительной мистике XIV века. Как бы то ни было,
легко согласиться относительно принадлежности к томизму первой группы теологов, однако
с другими мыслителями связаны непростые проблемы. Долгое время, например, к томистам
причисляли Эгидия (Жиля) Римского, и мы не оспариваем его права на это звание, но
данный факт наглядно показывает относительность классификаций. Жиль Римский —
несомненно, один из тех многочисленных в конце XIII — начале XIV века ученых, чьи идеи
были бы иными, если бы эти ученые по-настоящему испытали влияние св. Фомы.
Аналогичное заключение можно сделать относительно Годфруа из Фонтене и Петра из
Оверни, но, по-видимому, следует различать комментаторов, выполняющих строго
определенную функцию толкования положений
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|