|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 436
5. От Фомы Лквинского до Эгидия Римского
Фомы, является сочинением Эрве, то эта логика находится за пределами логики св. Фомы и
почти совпадает с логикой Ламберта Оксеррского.
Как бы ни обстояло дело с этим вопросом, Эрве расходился с чистым томизмом по крайней
мере по трем важным пунктам. Настойчиво отделяя субъективное бытие акта понимания
(intellection) от объективного бытия (esse objectivum) познанной вещи, он полагал реальное
основание универсалий в conformitas realis* индивидов, входящих в каждую универсалию, и
даже приписывал этому подобию некое числовое значение. Такого рода утверждения,
свидетельствующие о том, что это учение зародилось после расцвета томизма, увлекают
автора на иные пути. Доктрина объективного бытия интел-лекций близка учению Дюрана из
Сен-Пур-сена, концепция conformitas realis заимствована у Гильберта Порретанского, а
утверждение относительно численного представления единства вида более приличествует
Дунсу Скоту, чем Фоме Аквинскому. Верно, что Эрве решительно отрицал, будто
универсалии суть реальные сущности, и утверждал, что их единство, с его точки зрения,
находится только в разуме, но все-таки подобие, на котором, согласно его взглядам,
основывается универсалии, существует для него, как кажется, в самих вещах и только таким
образом реализуется. Второе его расхождение с томизмом касается проблемы
индивидуации. Эрве не удовлетворялся ни haecceitas** Скота, ни индивидуацией через
количественную материю св. Фомы. Действующая причина множественности видов и
индивидов —это внешняя причина. Внутри каждого индивида причина его отличия от
других — это его собственная сущность, а акциденции каждого индивида происходят от
самого индивида, к которому они относятся. Третье расхождение касается реального
различения сущности и существования, на котором настаивал св. Фома и которое Эрве
отрицал, в частности, в своем трактате «О сущем и сущности» («De ente et essentia»). Правда,
его
доктрина исследована еще недостаточно, и поучения, с которыми он выступает по данной
проблеме, иногда противоречат друг другу. Во всяком случае, его томизм не кажется
строгим.
В 1880 г. Бартелеми Орео представил Эгидия Орлеанского как «ученика св. Фомы» и доказал
его право на это звание цитатами из «Вопросов» Эгидия к трактату «О возникновении и
уничтожении» («De generatione et corraptione»), в котором важное место принадлежит
Аверроэсу. В 1931 г., опираясь на неизданный Комментарий к «Никомаховой этике»,
составленный Эгидием, М. Грабман охарактеризовал его как человека, любящего
всевозможные уловки типа «двойственной истины», столь дорогие аверроистам. Таким
образом, вопрос о том, должно ли познание входить в круг интересующих томистов
проблем, остается открытым, пока не будет получено достаточно информации. В других
случаях имеются более наглядные основания считать того или иного ученого томистом,
например оксфордского теолога Николая Тривета (ум. после 1330). Если он действительно
является автором сочинения «Исправление извратители Фомы» («Correctorium corruptorii
Thomae»), то он может открыто стать в их ряды. Он один из тех, кто испытал влияние св.
Фомы, но поначалу это привело к умонастроению, совершенно не адекватному томизму.
Будучи историком, Тривет написал «Анналы шести королей Англии, происходящих от
графов Анжуйских (1135—1307)»; как словесник он комментировал декламационные
трагедии Сенеки; как последователь отцов Церкви, прокомментировал несколько книг «О
граде Божием» св. Августина и трактат «Об утешении философией» Боэция. Последний
комментарий, ставший источником для Чо
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|