|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 435
нении «Защитительная книга о I книге Сентенций, против Иоанна Скота» («Liber
propugnatorius super I Sententiarum contra Joannem Scotum»), написанном, по данным Ф.
Пельстера, после 1311 г. Он является автором еще двух трактатов — «О произведении
субстанциальной формы» («De productione formae substantialis») и «О множественности
форм» («De pluralitate formarum»); последний специально посвящен защите томистского
учения о единстве формы в противовес воззрениям Генриха Гентского. Как и св. Фома, Томас
из Саттона учил реальному различению сущности и существования в онтологии, а в
психологии — различению души и ее способностей. С другой стороны, представляется, что
он пошел гораздо дальше св. Фомы в вопросе пассивности интеллекта. С точки зрения
Томаса, умопостигаемого самого по себе, без какого-либо иного посредника, достаточно,
чтобы вызвать усвоение его интеллектом. Он объясняет это тем, что подобное усвоение
совершается не интеллектом, а умопостигаемым; отсюда он заключает: «Intellectus поп causat
effective пес formaliter illam assimilationem quae est intellectio»*. Это неожиданное усиление
пассивного характера интеллекта, которое наблюдается также в сочинениях Годфруа из
Фонтене, до сих пор не нашло вразумительного объяснения. К тому же непонятно, как это
согласуется с тем, чему учил Томас из Саттона относительно действующего интеллекта. Его
учение о воле также завершается констатацией сугубо пассивного характера этой
способности. И здесь в согласии с Годфруа из Фонтене он исходит из принципа Аристотеля:
все движущееся движимо другим, а значит, воля — это чистая потенция: «Necesse est ponere
voluntatem non esse actum sed puram potentiam nihil habentem de se activi»**. Этот факт
очевиден в отношении определения действия, когда воля движима определенным объектом;
это подтверждается, хотя и по-другому, когда речь идет об осуществлении действия, потому
что воля в принципе и по необходимости движима благом. Здесь верно то, что это однажды
заданное общее стремление к благу воля осуществляет сама в том или ином частном
действии, но делает это лишь в силу принципа; верно то, что тот, кто имеет цель, должен
иметь средства. Короче говоря, воля движется сама по себе не «effective», a «consecutive»***.
Но здесь она свободна: «Поскольку она желает определенной цели (то есть в общем случае
блага), она свободно желает того, что ведет к этой цели, побуждая интеллект судить об этом.
А так как интеллект никогда не сформулирует совершенного суждения об объекте, то на него
влияет воля». Необходимы более обстоятельные и очень тонкие аналитики, чтобы
определить, насколько Томас из Саттона верен здесь Фоме Аквинскому.
Другой признак томистского влияния — реальное различение сущности и существования —
приводит к аналогичным констатациям. Вошло в привычку считать «томистами» тех
философов и теологов, одни из которых вовсе отбрасывают это фундаментальное
положение, а другие трактуют его совершенно иначе, нежели св. Фома Аквинский. Эрве из
Неделека (Herveus Natalis), избранный генералом Ордена доминиканцев в 1318 г., автор
многочисленных трактатов, содержание которых до сих пор малоизвестно, был одним из тех
доминиканцев, которые защищали св. Фому от нападок, исходивших как извне, так и даже
изнутри Ордена. До нас дошел его трактат «Против сочинений Генриха Гентского, где
содержатся нападки на Фому» («Contra Henricum de Gande, ubi impugnat Thomam»); Эрве
выступил также против Якоба из Меца и Дюрана из Сен-Пурсена, и невозможно отрицать,
что он находился под сильнейшим влиянием св. Фомы; но в его произведениях это влияние
порой уступает место другим, причем в настолько важных вопросах, что его трудно
причислить к какой-либо школе. Если «Сумма всей логики Аристотеля» («Summa totius
logicae Aristotelis»), публикуемая в числе «Малых произведений» («Opuscula») св.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|