|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 432
Всякая форма естественным образом активна. Форма лишенного познания существа имеет
склонность только к полной самореализации последнего. Существо, наделенное разумом,
может проявлять склонность ко всем объектам, которые оно воспринимает, и в этом
источник свободной деятельности и воли. Собственно объект, на который направлена воля,
— это блого как таковое: везде, где воля подозревает его присутствие и где интеллект
показывает ей некий образ, она спонтанно стремится им овладеть. В сущности, то, чего воля
ищет помимо всех благ, которые она преследует, — это блого само по себе, которому
причастны все частичные блага. Если бы человеческий интеллект мог представить здесь, на
земле, само Высшее Блого, то мы бы тотчас же и непоколебимо узнали собственный объект
нашей воли; она сразу привязалась бы к нему и завладела бы им как добычей, которую
невозможно отнять, и это была бы самая совершенная свобода. А мы непрестанными
усилиями интеллекта вынуждены искать, определять среди множества открывающихся нам
благ те, которые соединили бы нас с Высшим Благом надежной связью. И здесь, на земле,
наша свобода заключается именно в этом. Так как в непоколебимом соединении
с Высшим Благом нам отказано, наша воля всегда выбирает лишь между частичными
благами; она постоянно желает или не желает, сильнее желает одного, чем другого.
Так, вся судьба человека уже в этой жизни проникнута постоянной и плодотворной тревогой
за будущую жизнь. Для человека существует некий род относительного высшего блага, к
которому он должен стремиться на протяжении земной жизни: рассказать нам о нем и
облегчить к нему доступ — это основная задача этики. Знать свои страсти и сдерживать их,
искоренять свои пороки, приобретать и сохранять добродетели, искать счастья самыми
благородными и достойными действиями, то есть в уважении к правде с помощью изучения
умозрительных наук, — вот реальное, хотя и несовершенное, блаженство, на которое мы
можем прилизать в этой жизни. Но нашего знания, сколь бы ограниченно оно ни было,
достаточно для того, чтобы позволить нам угадать и возжелать то, чего нам недостает. Это
знание указывает нам на существование Бога, хотя и не позволяет достичь его сущности.
Почему же душа, которая знает, что она бессмертна, ибо нематериальна, не полагает во
внеземном будущем предел своих желаний и не видит там своего истинного Высшего Блага?
Доктрина св. Фомы, бесконечное богатство и чудесная упорядоченность которой
раскрываются только в результате непосредственного ее изучения, представлялась его
современникам удивительной новизной. Нам она кажется столь естественно связанной с
христианством, что сегодня мы не без труда понимаем, почему в момент своего появления
она могла удивить и обеспокоить человеческие умы. И все-таки поразмыслим над новизной,
которую принесла с собою эта система. Сначала разум призывали воздерживаться от
некоторых умозрений; ему дали понять, что вмешательство в наиболее возвышенные
теологические вопросы приведет лишь к компрометации его самого и того дела, которое он
защищает. У человеческого разума отнимали сладостную иллюзию, буд-
Глава VIII. Философия в XIII веке
408
то он познает вещи в их вечных основах, ему больше не говорили об интимном присутствии
и утешающем внутреннем голосе Бога. Дабы еще строже запретить разуму всяческие
воспарения, на которые он более не имел права, душа была накрепко сцеплена с телом и
оказалась непосредственно его формой. Как бы больно поначалу ни ранила эта мысль,
требовалось смириться с тем, что душа непосредственно контактирует с телом, и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|