|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 430
различаются. Но этого необходимого различения достаточно, чтобы поставить их
бесконечно ниже Бога, и в этом смысле ангелы не отличаются от других творений. Они
лишены материи и, следовательно, принципа индивидуации в обычном смысле слова;
каждый из них менее индивид, чем вид, образующий в себе самом некую неизменную
ступень на лестнице, спускающейся к телам. Каждый ангел получает от ангела, стоящего
непосредственно выше него, умопостигаемые вид — первую фрагментацию божественного
света — и передает это просветление дальше, притушив и раздробив его, чтобы уподобить
непосредственно нижестоящего ангелической интеллигенции.
В этой нисходящей иерархии творения весьма важным моментом является появление
человека, а вместе с ним и материи. Своей душою человек еще принадлежит к
нематериальным существам, но его душа—не чистая интеллигенция, которой обладают
ангелы, она — простой интеллект. Интеллект — поскольку душа остается принципом
понимания и способна познавать нечто умо-
Глава VIII. Философия в XIII веке
406
постигаемое. Но она — не интеллигенция, потому что сущностно соединяема с телом. На
самом деле душа — это интеллектуальная субстанция; но для нее существенно быть формой
тела и составлять с ним физическое соединение той же природы, что и все соединения
материи и формы. Поэтому человеческая душа находится на последней ступени разумных
творений и более других удалена от всех совершенств божественного интеллекта. С другой
стороны, поскольку она является формой тела, она господствует над ним, причем таким
образом, что человеческая душа отмечает границы и как бы линию горизонта между
царством чистых интеллигенции и сферой тел.
Каждому способу бытия соответствует определенный способ познания. Лишенная простоты
отдельных субстанций, человеческая душа теряет право на прямое восприятие
умопостигаемого. Несомненно, в нас остается какой-то смутный отблеск божественного луча.
Поскольку мы в конце концов способны обнаружить в вещах след умопостигаемого, которое
направляло их создание, мы в какой-то степени еще причастны излучению, источником
которого является Бог. Действующий интеллект, которым обладает каждая человеческая
душа, является из всех наших нормальных способностей той способностью, посредством
которой мы приближаемся к ангелам. Однако наш интеллект больше не открывает нам
полностью разработанных умопостигаемых видов. Пучок белого света, который он излучает
на вещи, может их осветить, но сам он не создает какого-либо образа. Его наивысшая функци
познание первоначал; они предсуществовали в нас в виртуальном состоянии и были
первыми завязями интеллекта. Способность
их удерживать и формировать являет собой
совершенство действующего интеллекта, но
у него есть и слабость — он способен фор
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|