|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 428
одновременно подразумевает, с одной стороны, связь, соединяющую тварь и Творца, что
делает творение умопостигаемым, а с другой — разделение, воспрещающее смешивать их.
Иметь причастность к чистому акту или к совершенству Бога означает обладать
предсуществующим в Боге совершенством, которое не увеличивается и не уменьшается с
появлением твари, но которое воспроизводится в ограниченных и конечных
Глава VIII. Философия в XIII веке
404
пределах. Иметь причастность не значит быть частью того, к чему причастен, — это значит
чтить Его бытие и получать от Него новое бытие. Именно получение нами чего-либо
доказывает, что мы — это не Он.
Творение располагается бесконечно ниже Творца, так далеко от Него, что не существует
реального отношения между Богом и вещами, но только — между вещами и Богом. В самом
деле, мир пришел к бытию без малейшего изменения в сущности Бога. И, однако, Вселенная
не «вышла из Бога» по какой-то естественной необходимости, но Он явно сотворил ее
согласно своей мудрости и по своей воле. Все действия Бога предсуще-ствуют в Нем, но,
поскольку Он есть бесконечная мудрость, а его мудрость есть само его бытие, все действия
предсуществуют в Нем в форме, могущей быть умопостигаемой. Бог знает обо всех своих
действиях до того, как их совершить, и если Он решает их совершить, потому что знает о них,
то, значит, Он желает этого. Простое зрелище порядка и целенаправленности,
господствующих в мире, достаточно для того, чтобы показать нам, что не слепая природа
произвела вещи по какой-то необходимости, но что их свободно выбрало мудрое
провидение.
При помощи этих непростых рассуждений можно также понять, каким образом одно
существо может непосредственно произвести множество существ. Некоторые арабские
философы, особенно Авиценна, полагали, что из одной причины может произойти только
одно следствие. Отсюда они заключали, что Бог должен был создать первое творение,
которое в свою очередь сотворило другие и так далее. Но Августин уже давно дал нам
решение этой проблемы. Так как Бог — это чистая Интеллигенция, Он должен содержать в
Себе все умопостигаемое, то есть формы, которые впоследствии станут формами вещей, но
пока существуют лишь в его мысли. Эти формы вещей, которые мы называем Идеями,
предсуществуют в Боге как образцы вещей, которые будут сотворены и как объекты
божественного познания. Познавая Себя — не такого, каков Он есть Сам по Себе, но как
участвующего в творениях, — Бог познает Идеи. Значит, Идея каждой твари — это знание
Богом об определенной возможной причастности этой твари к божественному
совершенству. Так, не нарушая своего Единства, Бог способен произвести множество вещей.
Остается узнать, в какой момент была создана Вселенная. Арабские философы, в частности
Аверроэс, истолковывали мысль Аристотеля — вовсе ее не искажая — в том смысле, что мир
вечен, и Бог есть как бы первопричина всех вещей, но эта бесконечная и неизменная
причина, существуя вечно, так же вечно производит свое действие. Другие, напротив, и в их
числе св. Бонавентура, претендуют на рациональное доказательство того, что мир
существовал не всегда. Согласный в этом вопросе с Альбертом Великим, св. Фома полагает,
что как те, так и другие могут привести в пользу своих утверждений правдоподобные
аргументы, однако ни одну из этих гипотез невозможно доказать. Каким бы ни было
желательное решение, принцип доказательства можно искать только в самих вещах или в
создавшей их божественной воле; однако ни в том, ни в другом случае наш
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|