|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 427
устремлять на Него столько взглядов извне, сколько возможно, никогда не притязая
исчерпать Его содержание. Первый способ действий
403
5. От Фомы Аквинского до Эгидия Римского
состоит в отрицании в божественной сущности того, что не может ей принадлежать.
Последовательно устраняя из идеи Бога движение, изменение, пассивность, составной
характер, мы приходим к мышлению о Нем как о существе неподвижном, неизменном,
совершенном в действии и абсолютно простом; это путь отрицания. Но можно пойти
другим путем и попытаться назвать Бога по аналогиям, которые существуют между Ним и
вещами. Между следствием и причиной обязательно наличествует связь и, значит, —
определенное подобие. Когда и причина, и следствие бесконечны, то, очевидно, нельзя
говорить, что свойства, констатируемые в следствии, в том же виде существуют и в причине,
но можно сказать, что существующее в следствиях должно предсуществовать также в их
причине, каким бы ни был способ этого предсуществования. В этом смысле мы будем
приписывать Богу, продолжая в бесконечность, все совершенства, некую тень которых
найдем в творении. Тогда мы скажем, что Бог совершенен, предельно благ, един, мудр,
всезнающ, своеволен, свободен и всемогущ. Каждый из этих атрибутов сводится в конечном
счете лишь к одному аспекту бесконечного совершенства — к совершенству чистого акта
существования, который есть Бог.
Доказывая существование Бога с помощью принципа причинности, мы одновременно
устанавливаем, что Бог есть Творец мира. Поскольку Он — абсолютное и бесконечное
существование, то в возможности Он заключает в Себе бытие и совершенства всех творений.
Способ, которым все бытие проистекает от универсальной причины, именуется творением.
Чтобы уточнить эту идею, следует обратить внимание на три вещи. Во-первых, проблема
творения ставится не как отдельный предмет, но по отношению к тотальности всего, что
существует. Во-вторых — и именно потому, что речь идет об объяснении появления всего,
что есть,—творение может быть лишь даром существования: нет ничего—ни вещей, ни
движения, ни времени, и вот появляется творение — мир вещей, движение и время. Сказать,
что творение — это эманация «totius esse»*, значит сказать, что оно произошло «из ничего»
(«ех nihilo»). В-третьих, если творение по определению не предполагает никакой материи, то
оно предполагает — также по определению — творящую сущность, потому что последняя
как чистый акт существования может стать причиной конечных актов существования.
Сформулировав эти условия, мы понимаем, что творение возможно, и видим, что оно
должно быть свободно. В самом деле, чистый акт существования ни в чем не нуждается, если
мира не существует, и ничего не приобретает, если он существует. Итак, существование
твари — принципиально случайно по отношению к Богу, и именно это имеют в виду, когда
говорят, что если тварь существует, то творение — это свободный акт Бога. Он мог
произойти, ибо, если полагать Бога чистым Актом — не только мыслью, как это
происходило, например, у Аристотеля, но самим существованием,—то три условия,
необходимые для творения, будут удовлетворены: речь идет о порождении самого
существования всего того, что есть, и, следовательно, о порождении ex nihilo, и причина
этого порождения заключается в со-вершенствованиии божественного существования.
Сложившееся в результате творения отношение между тварью и Творцом именуется
причастностью. Сразу же заметим, что этот термин отнюдь не имеет какого-либо
пантеистического значения, но, напротив, стремится его устранить. Причастность
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|