|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 426
402 Глава VIII. Философия в XIII веке
Пятый путь основан на порядке действия вещей. Все естественные действия тел направлены к
определенной цели, хотя сами по себе они лишены знания. Регулярность, с которой они
достигают своих целей, ясно показывает, что они приходят к ним не случайно и что эта
регулярность может быть только намеренной и желанной. Поскольку члены и действия тела
лишены знания, нужно, чтобы некто знал это за них, и этого некто
- первопонимание, распорядителя и указателя конечных целей вещей, — мы называем
Богом.
Столь разные внешне, эти «пути» к Богу связаны друг с другом скрытой связью. В самом
деле, каждое из утверждений исходит из констатации, что по крайней мере в одном из
аспектов ни одно данное существо не содержит в себе достаточного основания для своего
собственного существования. То, что верно для движения и порядка вещей, тем более верно
для самого существования. Каждое существо — «это нечто, что есть», и, какова бы ни была
природа или сущность рассматриваемой вещи, она никогда не включает ее существования.
Человек, лошадь, дерево — реальные существа, то есть субстанции, из которых ни одна не
является самим существованием; можно лишь сказать: человек существует, лошадь
существует, дерево существует. Можно также сказать, что существование всякого реального
существа отлично от его сущности. И по меньшей мере предположить, что то, что не
происходит от самого себя, не может дать существование самому себе, — это абсурд. Но
нетрудно допустить, что все, чье существование отлично от своей природы, получает свое
существование от другого. А то, что от другого, не может иметь иной первопричины, нежели
та, которая существует сама по себе. Следовательно, в качестве Первопричины всех
существований данного рода необходимо существо, в котором сущность и существование
едины. Это то существо, которое мы называем Богом.
Метафизик присоединится к этому по той простой причине, что под именем, которым Бог
сам назвал Себя, чтобы дать узнать Себя людям («Я есть то, кто я есть», «Я есть Сущий»
- Исх. 3:14), скрывается философская истина. Бог есть чистый акт существования, иначе
говоря, он не некая сущность, как например, Единое, или Блого, или Мысль, которым можно
приписать, помимо прочего, существование; Он даже не есть некий возвышенный способ
существования, как Вечность, Неизменность или Необходимость, которые можно отнести к
Нему как характеристики божественной реальности; но Он — само Существование (ipsum
esse), так как все, что можно было бы к нему добавить, ограничивало бы его неким
определением. Утверждение, что в Боге сущность тождественна существованию, означает,
что то, что называют сущностью в других существах, в Нем есть сам акт существования. Здесь
не может быть речи об отождествлении Бога с каким-либо из его атрибутов — напротив,
речь идет о том, чтобы свести все эти атрибуты именно к атрибутам Бога. Если Бог есть
чистое Существование, то тем самым Он есть абсолютная полнота бытия и, следовательно,
Он бесконечен. Если Он — бесконечное существо, то у Него ни в чем не может быть
недостатка, Ему не нужно что-либо приобретать; в Нем немыслимо никакое изменение,
следовательно, Он суверенно неизменен и вечен и поэтому обладает другими
совершенствами, которые подобает Ему приписать. Но Ему подобает приписать все
совершенства, ибо, если абсолютный акт существования бесконечен, то он входит в порядок
бытия и, значит, он совершенен.
Этим объясняются многочисленные изъяны языка, которым мы обозначаем данные
предметы. Бог, существование которого мы утверждаем, не позволяет нам проникнуть в то,
что такое Он есть. Он бесконечен, а наши умы конечны; поэтому нам нужно
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|