|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 425
под действием еще одного и так далее.
Следовательно, нужно либо допустить, что
причинный ряд бесконечен и не имеет пер
вою звена, но тогда не удастся объяснить,
почему существует движение, либо
предположить, что причинный ряд конечен и
имеет первый элемент, и этот первый
элемент не кто иной, как Бог.
Чувственно воспринимаемое ставит перед нами не только проблему движения. Ведь вещи не
только движутся, но прежде движения они существуют, и в той степени, в которой они
реальны, они обладают определенной степенью совершенства. Поэтому то, что мы сказали о
причинах движения, мы можем сказать о причинах вообще. Ничто не может быть
действенной причиной себя самого, ибо, чтобы порождать, требуется предыдущее существо
— причина самого себя и следствия. Всякая действенная причина предполагает другую
причину, которая в свою очередь предполагает третью и так далее. Эти причины не
находятся в отношении случайности; напротив, они обусловливают друг друга согласно
определенному порядку и именно поэтому каждая действенна
причина полностью ответственна за последующую. Если это так, то Первопричина
объясняет причину, находящуюся в середине причинного ряда, а «срединная» причина —
последнюю. Следовательно, для того чтобы наличествовали срединная и последняя
причины, необходима Первопричина, и эта действенная Первопричина есть Бог.
Рассмотрим теперь само бытие вещей. То, что нам дано, находится на пути непрерывного
становления; некоторые вещи зарождаются — значит, они могут существовать; другие
приходят в негодность — значит, они не могут более существовать. Быть способным
существовать или не существовать — не значит обладать необходимым существованием.
Необходимое не нуждается в причине своего существования, и именно потому, что оно
необходимо, оно существует само по себе. Но возможное не заключает в самом себе
достаточных оснований для существования, и если бы в вещах присутствовало
исключительно только возможное, не было бы ничего. Для того чтобы нечто могло быть,
необходимо начальное нечто, которое есть и которое заставляет быть первое нечто. Это
значит, что если есть нечто, то в нем присутствует некая частица необходимого. Причем для
этого необходимого еще будет требоваться причина или ряд причин, но не бесконечный; и
существо, необходимое само по себе, причина всех существ, которые обязаны ему своей
необходимостью, есть не кто иной, как Бог.
Четвертый путь проходит через степени иерархии совершенства, которые мы наблюдаем в
вещах. Есть определенные степени доброты, истины, благородства и других совершенств
этого рода. При этом всегда так или иначе предполагается критерий сравнения, который
представляет собой абсолют. Следовательно, существуют истинное и благое сами по себе, то
есть в конечном счете есть такое существо-в-себе, которое является причиной всех прочих
существ и которое мы называем Богом.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|