|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 423
умопостигаемых отношений, если бы наш ум мог целиком понять данные веры. Отсюда
следует, что всякий раз, когда философский вывод противоречит догмату,—это некий
признак того,
что данный вывод ложен. По надлежаще обоснованной причине наш ум затем критикует
самого себя и ищет пункт, в котором допущена ошибка. Помимо прочего, из этого следует,
что для нас невозможны одинаковые подходы к философии и теологии, но нам не
запрещено рассматривать последние как образующие в идеале некоторую единую всеобщую
истину. Наоборот, наш долг — как можно дальше продвигать рациональную
интерпретацию данных веры, возвышаться разумом к Откровению и опускаться от
Откровения к разуму. Исходить из догмата как данности, уточнять его, развивать его
содержание и даже пытаться с помощью хорошо подобранных аналогий и подходящих
доводов показать, как наш разум может угадать смысл догмата, — такова задача священной
науки. Поскольку теология аргументирует исходя из Откровения, мы в этом смысле не
должны заниматься ею. Но совсем по-другому обстоит дело с работой, совершаемой
разумом, исходящим из своих собственных принципов. Он может прежде всего решить
судьбу философских направлений, противоречащих данным веры. Так как несогласие в этом
вопросе является указанием на ошибку и так как ошибка не может заключаться в
божественном Откровении, значит, она заключается в философии. Тогда нам предстоит либо
доказать, что эти философские направления ложны, либо продемонстрировать
представителям этих направлений, что они напрасно поверили в свою способность доказать
нечто в такой области, где рациональное доказательство невозможно и где вследствие этого
решение должно остаться за верой. В подобных случаях Откровение выступает посредником
только для того, чтобы указать на ошибку, но не от своего имени, а от имени разума,
который эту ошибку совершил.
Вторая задача, позитивная и конструктивная, стоит перед философией. В Священном
Писании есть вещи таинственные и недоказуемые, но есть также умопостигаемые и разумно
доказываемые. Стоит разобраться, во что веровать, когда нам оставлен выбор. Бог
Глава VIII. Философия в XIII веке
400
сказал: «Ego sum qui sum»*. Этих слов достаточно, чтобы невежде внушить веру в
существование Бога; но они не удовлетворят метафизика, собственный объект которого —
это бытие как бытие, и ему нужно искать, чему учат нас слова о том, что Бог есть. Итак,
существуют две теологии, особым образом отличные одна от другой, которые, если и не
являются продолжением нашего конечного разума, могут по крайней мере быть согласованы
и дополнить друг друга: теология Откровения, которая исходит из догмата, и естественная
теология, которую вырабатывает разум.
Естественная теология — это не вся философия, она только ее часть или, лучше сказать, ее
завершение. Но это тот раздел философии, который св. Фома наиболее глубоко разработал и
в котором проявил себя как подлинно оригинальный гений. Когда дело касается физики,
физиологии или метеорологии, он — всего лишь ученик Аристотеля; но когда речь идет о
Боге, о происхождении вещей и об их возвращении к Создателю, св. Фома становится самим
собой. Он знает верою, к какой цели направляется, однако движется лишь благодаря
ресурсам собственного разума. Таким образом, в этой философской работе очевидно
осознанное влияние теологии, и именно теология задает план работы. В этом, пожалуй, не
было никакой внутренней необходимости. Св. Фома,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|