|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 422
ние, позволяя нам непосредственно следить за работой его мысли. Св. Фома, который как
теолог сурово осуждает учения, кажущиеся ему ложными, напротив, оказывается
чрезвычайно любознательным, когда появляется возможность извлечь из самых разных
философских направлений душу истины, которую они вполне могут содержать. Поэтому
будем выделять те случаи, когда он излагает концепции тех авторов, сочинения которых
интерпретирует. При этом следует избегать двух ошибок в оценке: думать, будто он
заблуждается относительно смысла доктрин, которые выбирает для рассмотрения, и
требовать от него оригинального понимания смысла формулировок, которые он часто
воспринимает по-своему. В «Комментариях к Сентенциям» мы видим его мысль в стадии
формирования, еще поддающуюся соблазну некоторых авиценновских формулировок,
который он в конце концов преодолеет. Комментарии к сочинениям Аристотеля и Псевдо-
Дионисия, равно важные, показывают, что св. Фома пользуется двумя литературными
источниками, очень разными по своему характеру, но оба они питают его философию и
теологию. Однако с целью непосредственного изучения мысли св. Фомы нужно обратиться к
двум «Суммам». Полное, но максимально упрощенное изложение томистской философии
помещено в двух первых частях «Суммы теологии». Именно с них, где рассматриваются
вопросы, явно отредактированные св. Фомой для нужд начинающих, полезно начинать
проникновение в его мысль. «Сумма против язычников» содержит то же самое учение, но
оно основано, насколько возможно, на рациональных доказательствах. Именно там следует
искать углубленную дискуссию по проблемам, решаемым в «Сумме теологии». Вопросы
повторяются и развертываются во всех аспектах, подвергаются испытанию бесчисленными
возражениями и, только победив в этих нескончаемых испытаниях и преодолев всякое
сопротивление, автор окончательно считает решения истинными. Нако-
399
5. От Фомы Аквинского до Эгидия Римского
нец, для случаев, когда покажется необходимым дальнейшее углубление в проблемы, нужно
обратиться к «Спорным вопросам» и «Любым вопросам» («Quodlibeta»). Для желающих
проникнуть в самые глубины мысли св. Фомы некоторые спорные вопросы, такие, например,
как «Вопросы об истине» («Quaestiones de Veritate») или «Вопросы о всемогуществе»
(«Quaestiones de Potentia»), не менее необходимы, чем обе «Суммы».
Развитие томистской философии определяется двойным условием: различием между
разумом и верой и необходимостью их согласования. Вся сфера философии подчиняется
исключительно разуму; это значит, что философия не должна допускать ничего, что
недоступно естественному свету и недоказуемо исключительно его средствами. Теология,
напротив, основана на Откровении, то есть в конечном счете — на авторитете Бога. Предмет
веры — это знание сверхъестественного происхождения, заключенное в формулах, смысл
которых для нас до конца непостижим, но которые мы обязаны принимать как таковые, хотя
и не в состоянии их понять. Когда аргументирует философ, он всегда ищет принципы своей
аргументации в разуме; теолог, аргументируя, всегда ищет исходные принципы в
Откровении. Разграничив таким образом эти две сферы, нужно тем не менее признать, что у
них есть некоторые общие позиции. Прежде всего правильное совпадение их конечных
выводов; это — очевидная вещь даже в том случае, когда такое совпадение не обнаруживается
фактически. Ни разум, когда мы им правильно пользуемся, ни Откровение, поскольку
источник его — Бог, не могут нас обмануть. Значит, согласие одной истины с другой
необходимо. Очевидно, что истина философии совпала бы с истиной Откровения
посредством непрерывной цепочки истинных и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|