|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 421
Аристотелем. Через книги Альберт Великий установил контакт с природой. Он знал, что как
только силлогизм доходит до особенного, ценность его теряется, и здесь доказателен лишь
опыт: «experimentum solum certificat in talibus»*. Еще и сегодня очевидно, что несмотря на
ошибки, содержащиеся в произведениях Альберта Великого, он был великолепным
наблюдателем, способным получить в науках о природе неопровержимые результаты.
Однако все лучшие интеллектуальные силы средних веков сосредоточивались на
религиозной проблематике, и это привело к тому, что здесь стало полностью господствовать
вероучение св. Фомы Аквинского.
Св. Фома родился в замке Роккасекка неподалеку от городка Аквино** в конце 1224 или в
начале 1225 г. В 1230 г. он стал жить в монастыре Монтекассино. В 1239 г. Фома на некоторое
время возвращается в семью. Осенью того же года он становится студентом факультета
искусств Неаполитанского университета. В этом городе в возрасте 20 лет (1244) он надевает
облачение доминиканца. Сразу же после этого Фома направляется в Париж вместе с
магистром-генералом Ордена Иоанном Тевтонцем. Его братья, раздосадованные уходом
Фомы в религию, организуют налет на них возле местечка Аквапен-денте, захватывают Фому
и отводят в Рокка-секку. Он вновь получает свободу осенью 1245 г. и отправляется в Париж,
где учится на теологическом факультете под руковод-ствои Альберта Великого. В 1248 г.
Фома покидает Париж, чтобы сопровождать своего учителя, назначенного руководить новым
«Studium generate», который Орден доминиканцев учредил в Кёльне. Там он остается до
летних каникул 1252 г., после чего возвра-
Глава VIII. Философия в XIII веке
398
щается в Париж готовиться к получению степени магистра теологии. В 1256 г. Фома
становится лиценциатом теологии, начинает обучение для получения магистерской степени
и продолжает его в течение трех лет — с сентября 1256 г. до июня 1259 г. Получив степень
магистра в результате событий, о которых мы рассказывали в связи со св. Бонавентурой, он
тем не менее возвращается в Италию и последовательно преподает в Ананьи (1259—1261),
Орвьето (1261— 1265), Риме (1265—1267) и Витербо (1267— 1268). После этого Фома покидает
Италию, чтобы вернуться в Париж, куда прибывает в 1269 г. Он снова оставляет Париж в 1272
г., в 1273 г. преподает в Неаполе, а в январе 1274 г. получает личное приглашение Григория X
на Лионский собор. В дороге у него тяжело заболевает сердце, он останавливается в
Фоссануово*, где и умирает 7 марта 1274 г.
Первые сочинения св. Фомы — «О сущем и сущности» («De ente et essentia») и «Комментарии
к Сентенциям» [Петра Ломбардского] — относятся к его первому пребыванию в Париже. Но
важнейшие труды были написаны им во время преподавания в Италии и второго
пребывания в Париже. Можно утверждать, что его творчество, обширное и содержательное,
включает все известные тогда жанры философских произведений**. Если мы обратимся к
содержанию сочинений Фомы Аквинского, чтобы узнать, чему они могут научить нас
относительно строя мыслей их автора, то нам придется отметить прежде всего
«Комментарии» к Аристотелю, «Сумму теологии», «Сумму против язычников» и «Спорные
вопросы» («Quaestiones disputatae»). «Комментарии» можно рассматривать как опыты,
разъясняющие сочинения Аристотеля, к которым они относятся, и раскрывающие их
содержание. Так что они представляют собой одновременно интерпретацию и критику, а
также вызывают интерес как пособия для изучения оригиналов. В отношении самого св.
Фомы эти труды имеют совершенно особое значе
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|