|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 419
quod est intellectus agens, semper stat in lumine actualis Intelligentiae et semper actu intelligit. 3. Abditum
mentis tali intellectione se ipsum intelligit per suam essentiam. 4. Intellectus per
Глава VIII. Философия в XIII веке
396
essentiam est exemplar quoddam et similitudo entis, in eo quod ens et omnia intelligit. 5. Intellectus per
essentiam et semper in actu, qualis est intellectus agens, sicut se ipsum, sic omnia alia intelligit per suam
essentiam, eodem modo quo se intelligit, et eadem simplici actione»*. Комментируя последнее положение,
Дитрих уточняет: «Поскольку действующий интеллект является по своей сущности образцом всякого
бытия в качестве бытия и поскольку тем самым интеллектуально он является всяким бытием, ясно, что
тем же самым образом и тем же самым простым пониманием, которым он познает себя через свою
сущность, он познает всеобщее бытие таким, как оно производится в Боге, и Его же способом,
который есть божественный способ, ибо все остальное он познает, познавая себя». Эта серия
уравнений между действующим интеллектом всех перипатетиков (Александра, аль-Фараби,
Авиценны и Аверроэса), равно как и августиновским «abditum mentis» и образом Бога в человеке была
не мистической доктриной, а метафизической позицией, которую вскоре использовали немецкие
мистики. Впрочем, неоплатонизм, находившийся под влиянием Прокла, продолжал оказывать
воздействие и много позже начала XIV века — прежде всего на сочинения другого немецкого
доминиканца — Бертольда из Мосбурга. Этот современник Экхарта оставил объемистое «Изложение
первооснов теологии Прокла» («Expositio in Elementationem Theologicam Procli»), до сих пор не
изданное, где, наряду с прочими, цитируются Дитрих из Фрейберга и Ульрих Страсбургский и
которое Николай Кузанс-кий будет в свою очередь с похвалой цитировать в сочинении «Об ученом
незнании» («De docta ignorantia»).
ЛИТЕРАТУРА
Альберт Великий: Opera omnia (ed. A. Borgnet). P., 1890—1899, vol. 1—38; Stadler H. Albertus Magnus de
Animalibus liber XXVI. Mtinster, 1916— 1920, Bde. 1 — 2; Loe Paulus de. De vita et scriptis
beati Alberti Magni // Analecta Bollandiana, 1900, v. 19, p. 257—284; 1901, v. 20, p. 273— 319; 1902, v. 21, p.
361— 371; PelsterF. Kritische Studien zum Leben und zu den Schriften Alberts des Grossen. Freiburg i. Br.,
1920; idem. Zur Datierung einiger Schriften Alberts des Grossen // Zeitschrift fur katholische Theologie, 1923,
S. 475 — 482; Scheeben С H. Albert der Grosse, zur Chronologie seines Lebens. Vecht (Ncederl.), 1931;
Meersseman P. G. Introductio in opera omnia B. Alberti Magni. Brugge, 1931 (лучшая отправная точка для
изучения трудов Альберта Великого); Laurent М. М., Cougar M. J. Essai de bibliographic albertinienne //
Revue Thomiste, Saint-Maximin (France, dep. Var), s. d., p. 198 — 238.
He существует никаких иных источников, которые можно было бы рассматривать как пособия для
комплексного изучения творчества Альберта Великого; можно указать лишь работы, посвященные
изучению отдельных аспектов его деятельности. О космографии: Duhem P. Le systeme du monde. P.,
1913—1959, vol. 1 — 10; v. 5; о его отношении к науке: Thorndike L. A History of Magic and Experimental
Science. N.Y., 1934—1943. vol. 1—6, v. 2, p. 517—592; о логике: Prantl С. Geschichte der Logik im
Abendlande. Leipzig, 1855—1870, Bde. 1—4, Bd. 3, S. 89—107; о психологии и эпистемологии: Bach J. Des
Albertus Magnus Verhaltnis zu der Erkenntnislehre der Griechen und Romer, Araber und Juden. Wien, 1881;
Schneider A. Die Psychologie Alberts des Grossen. Munster, 1903—1906, Bde. 1—2; о
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|