|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 417
уки» (Э. Кребс). Лучше не скажешь. Добавим только, что если влияние Аристотеля
благоприятствовало возрождению ботаники и зоологии, то влияние Платона практически
постоянно содействовало развитию геометрии и оптики. Можно сказать, что Дионисий
Ареопагит и оптик Альхазен действовали в одном направлении: метафизика, но-этика и
физика света, казалось, обращались друг к другу и подтверждали одна другую. Чтобы
проверить данное положение, достаточно перейти от трактата «De iride» Дитриха к его
трактату «De intellectu et intelligibili». Его творчество пронизано влиянием Прокла, учение
которого об интеллигенциях он комбинирует с аналогичным учением Авиценны и со всем
тем, что похоже на них в текстах Августина. Все родственные им разновидности платонизма
налагаются одна на другую. Активность интеллигенции, или интеллектов, есть своего рода
внутреннее кипение, или волнение, этих описанных Проклом интеллектуальных субстанций,
на вершину которых он ставит Единое: «super omnia ponit ipsum unum, in quo similiter
advertendum est esse quamdam interiorem respectivam transfusionem, qua ilia superbenedicta
natura sua fecunditate redundet extra in totum ens, constituens illud ex nihilo per creationem et
gubernationem»*. Здесь перед нами — творение бытия ex nihilo Единым, и непосредственное
продолжение текста как нельзя лучше характеризует способ мышления Дитриха: «Это
толкует Августин в сочинении «О Книге Бытия буквально» («Super Genesim ad litteram», II, 6,
13), где сказано: Бог говорит «да будет свет» или «да будет твердь» — и так далее. То есть
Слово, в котором это пребывало, породило их, чтобы это было. Отсюда обнаруживается, что
Единое, которое Прокл помещает на четвертое место и выше всех вещей, обладает
плодородием интеллекта». Таким образом, складывается иерархия существ: Бог, который
неизречен и находится превыше всего; его первое «значение», которое есть Единое, или
Слово; его «кипение», вызывающее «переливание», то есть творение мира, — это учение
могут подтвердить как Прокл, так и Августин.
Творение, понимаемое как интеллектуальная эманация, должно таким образом пониматься
на основании способа деятельности, присущего каждому из действующих интеллектов. Все
философы согласны относительно этого выброса вещей из Первопричины. Платон,
Авиценна, платоник Прокл, «cujus abbreviator fuit Algazel»**, — все они учили, что вещи
проистекают из Бога в следующем порядке: сначала — первая интеллигенция, затем —
происходящие из нее вторая интеллигенция, первая душа и первое небо — и так далее
вплоть до низшего мира. Все это согласуется с христианским учением о творении, ибо, как
сказано в «Liber de causis», Бог — единственный, кто творит. В самом деле, творить — значит
порождать при отсутствии предшествующей причины: факт возникновения одной вещи из
другой не должен предполагать, что одна из них создает другую «procedere enim rem a re non
est unam creare aliam»***. Следовательно, не посягая на христианское понятие творения,
можно допустить происхождение всех вещей из одной первозданной.
Таким образом, психология и ноэтика Дитриха включены в космогонию. Наш действующий
интеллект представляет собой лишь частный случай проблемы действующих интеллектов.
Как таковой всякий действующий интеллект есть подобие (similitudo) тотального бытия, или
бытия как такового, и он является таковым по своей сущности. Поэтому интеллект способен
порождать все умопостигаемое. Активный по своей сущности, он является причинным
началом самой субстанции души, в которой он подобен сердцу у животного. Действительно,
он есть познанное умопостигаемой формы, интеллекцией которой целиком является форма
возможного интеллекта, как писали в своих трактатах «De intellectu et intelligibili» Александр
Афродисийский и аль-Фараби. Важный сам по себе, этот воз
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|