|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 416
радиальных впечатлениях» («De iride et radialibus impressionibus») (изд. И. Вюршмид-та), «О
времени» («De tempore»), «Об измерениях длительности» («De mensuris durationis») (изд. Ф.
Штегмюллера). У Дитриха есть немало других произведений, с которыми стоит
познакомиться. Сами их названия вызывают интерес. Укажем среди прочих: «О
происхождении названий вещей» («De origine rerum praedicamentalium»), «О чтойности
сущего» («De quidditatibus entium»), «О свете и его источнике» («De luce et ejus origine»), «Об
интеллигенциях и движениях небес» («De inlligentus et motibus caelorum»), «Об
универсальности сущего» («De universitate entium»), «О причинах» («De causis»), «О
действенности Бога» («De efficientia Dei»), «О теологии, ибо она есть наука сообразно
совершенному смыслу науки» («De theologia, quod est scientia secundum perfectam rationem
scientiae»). Это последнее название указывает на автора как на теолога, не меньшего, чем
Ульрих Страс-бургский, озабоченного тем, чтобы придать теологии законченный научный
характер, но из этого также видно, что его интерес привлекали сугубо научные проблемы. В
подлинно научном духе — в том духе, который мы теперь хорошо понимаем, — он
обсуждает проблему радуги. Геометрическое построение, данное Дитрихом в решении,
абсолютно корректно; и в то же время он первым увидел, что радуга является результатом
простого отражения и двойного преломления, разгадал, что каждая капелька порождает
полный солнечный спектр и объяснил, как различные цвета этого спектра воспринимаются
глазом. Кроме того, Дитрих правильно определил порядок расположения цветов в
преломленном луче и в солнечном спектре и доказал, построив правильную геометрическую
конструкцию, что Для всех капель, находящихся на одной угловой высоте по отношению к
оси, идущей от солнца к глазу, требуются одни и те же условия; и именно поэтому радуга —
причем она всегда представляет собой дугу круга — достигает максимальных размеров, когда
солнце находится у горизонта.
Определяя место творчества Дитриха среди творений его современников, историк, за
которым мы здесь следуем, отмечает, что именно в XIII столетии зарождались
естественнонаучные исследования, представленные, в частности, работами Роджера Бэкона и
Витело в области оптики. Близорукие палеографы, задающиеся вопросом, как люди
средневековья могли писать и читать свои рукописи, будут удивлены, если узнают, что в
своем трактате «De mtellectu et intelligibili» Дитрих упоминает о тех, кто призывает искусство
на помощь зрению: «ut patet de illis, qui vident per berillum et similia»*. Значит, уже тогда
пользовались лупой, а возможно, и очками. «Бэкон пророчески мечтал о телескопе, который
появился лишь 300 лет спустя. В зеркалах стали использовать свинец. Бэкон изобретает очаги
с вогнутыми зеркалами, которым Витело придает параболическую форму. Это было время,
когда люди начали совершать морские путешествия при помощи компаса, о чем сам Дитрих
упоминает в своем сочинении «О трудно понимаемых членениях» («De tribus difficilibus
articulis»), рассказывая, как Винцент из Бове и Фома из Кантемпре широко пропагандируют
естественные науки. А изучение Альбертом Великим ботаники и зоологии, его тонкие
личные наблюдения, решительное противостояние множеству глупейших легенд — всего
этого достаточно, чтобы возвести его в ранг великого ученого в истории науки. Если принять
все это во внимание, то необходимо согласиться, что век, которому мы обязаны великими
теологами и философами средневековья, двумя политически наиболее сильными папами,
величайшими святыми, равно как и величайшим поэтом Италии, заслуживает чести
называться одним из важнейших периодов в истории на
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|