|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 414
отдельной интеллигенции войти в контакт с божественным светом. Вселенная, где движется
ее мысль, — это вселенная, которую Альберт Великий унаследовал от арабов, где все формы
запечатлены в вещах под воздействием двигательных интеллигенции — небесных сфер. Сами
эти интеллигенции черпают свою инструментальную причинность из «информации»,
поступающей от света Первопричины, которой они обязаны своим бытием вообще и
бытием в качестве причин. Для того чтобы постичь появление в вещах форм, нужно
возвыситься к Богу, в котором находятся идеи. Благодаря божественному свету эти идеи
воспринимаются двигательными интеллигенциями сфер; а затем они из них исходят
(«prodeunt in res extra»**), чтобы образовать вещи, формами которых они явятся.
Одновременное двоякое просветление вещей и интеллектов божественными Идеями
остается таким образом в учении Ульриха в безупречном виде.
Влияние неоплатонизма заставляет себя почувствовать и в его онтологии (М. Граб-Ман). Для
Ульриха, так же как и для автора
«Liber de causis», бытие — первая из сотворенных вещей («prima rerum creaturum est esse»),
причем под esse он понимает не абстрактное бытие, то есть некоторую сущность, а
первоформу, основу всех форм, которые придут вслед за ней путем последовательных
определений и в ней в конце концов растворятся. Это первое esse, или переоформи, не
предполагает ничего до себя, кроме своего творения Богом, но этого факта творения
достаточно для того, чтобы отличать данное esse от самого Первоначального, ибо бытие
Первоначального — это esse purum (чистое бытие) в отличие от первого тварно-го esse,
которое вследствие своей тварности смешивается с небытием. Об этом esse можно даже
сказать, что оно состоит из конечного и бесконечного. По отношению к причине, благодаря
которой оно есть, то есть к Первоначалу, первое тварное esse конечно, так как представляет
собой простое интеллектуальное видение вещи и является некоторым понятием в свете
произведшего его интеллекта («rei est simplex intelligentia sive conceptus stans in lumine
intellectus agentis ipsum»***). По отношению к тому, что следует за ним, первое тварное esse
есть потенциальная бесконечность, так как оно делится на то, чем является само по себе, и на
то, чем является в другом (субстанцию и акциденцию); такое деление увеличивается до
бесконечности, что было бы невозможно, если бы первое тварное esse само по себе не было
бы потенциальной бесконечностью. Очевидно, что всякая сложность такого рода отлучается
от нетварного Бытия. Это последнее, являющееся актуализированной мыслью Бога,
представляет собой форму, произведенную божественным интеллектом, и именно в этом
смысле Ульрих называет ее Интеллигенцией — термином, обозначающим в данном случае
одновременно и интеллектуальную субстанцию, и понимание: «forma a lumine intellectus
agentis producta, et in simplici illo lumine per intellectionem accepta»****. Эта онтология точно
совпадает с космологией всеобщего просветления, где
Глава VIII. Философия в XIII веке
392
все формы происходят от Бога через первую сотворенную форму, которая сама по себе есть
понимание, осуществляющееся как бы через распространение света: «prima causa est pura lux
formalis et intellectualis, et cum ipsa causet per suam essentiam, aliter enim non esset prima causa,
sequitur necessario, quod effectus ejus sit diffusio hujus lucis et formalitatis»*.
Здесь мы видим смесь всех неоплатонических тем, каждая из которых еще раз напоминает о
другой: универсальное иерархическое исхождение по способу познания, просветление,
отождествление бытия и формы. Из этих тем нет ни одной, эквивалента которой не было
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|