|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 413
естественно, что как раз через них великое дио-нисиевское движение, вобрав в себя творения
Альберта, шло к Экхарту и Николаю Кузанскому.
Один из первых учеников Альберта — Гугон Риплен, или Гугон Страсбургский, — автор
«Компендия теологической истины» («Compendium theologicae veritatis») или, проще,
«Компендия теологии» (1268). Сочинение имело большой успех в XIV веке, и поначалу его
даже приписывали Альберту Великому. Это заблуждение легко объяснить
многочисленными заимствованиями ученика у учителя. Более значительным является
творчество любимого ученика Альберта — Ульриха Страсбургского (Ulrich Engelbrech,
Engelberti), умершего раньше своего учителя (в 1277). Из его сочинений, которые включают
Комментарий к «Метеорологии» Аристотеля, Комментарий к «Сентенциям» и трактат «О
высшем благе» («De Summo bono»), до нас дошло только это последнее, причем
опубликована лишь его первая книга. По своему существу это теологическое произведение,
первые две книги которого представляют собой как бы комментарии к трактату Дионисия
Ареопагита «О Божественных именах»; Ульрих толкует его в духе еще не изданного
комментария Альберта Великого (Ж. Тери). Как всякий теолог, Ульрих считает, что теология
— это наука о вере, то есть наука, благодаря которой предмет веры становится предметом
понимания: «scientia fidei, per quam ea intelliguntur, quae fide creduntur»*. Как таковой веры
достаточно, но так не может обстоять дело с самой теологией, если, по меньшей мере,
желают, чтобы она была наукой. По-своему воспринимая идеи Алана Лилльского и Боэция,
Ульрих констатирует, что всякая наука предполагает правила («regulae veritatis»**), то есть
принципы, на которые можно сослаться, чтобы завершить дискуссию. Не все принципы
равнозначны — первопринципами являются те из них, которые непосредственно очевидны.
Таким образом, будучи наукой о вере, теология тоже предполагает наличие
первенствующих, универсальных принципов, предшествующих членам Символа веры,
очевидных сами по себе и независимо от веры: «in theologia sunt quaedam antecedentia
articulos, quae sunt universalissima principia et prima hujus scientiae, per quae omnes articuli et
omnia alia in hac scientia probantur»***. Таких принципов четыре: Бог есть высшая истина и
причина всякой истины; эта первая истина не может ни измениться, ни обмануть нас, и,
следовательно, все, что подтверждается ею, истинно, и в это должно уверовать; должно
верить во все, что говорят те, через которых Бог свидетельствует, что это Он говорит с нами, и
подтверждает свое слово знамениями, которые будут указаны; Писание истинно, ибо Бог
вручил нам его именно та-
391
4. От Альберта Великого до Дитриха из Фрейберга
ким образом. В отличие от этих принципов, члены Символа веры очевидны не
непосредственно (per se nota), но они доказуемы посредством первопринципов, «fide
cooperante»* и, будучи основаны на них, становятся объектом науки. «Ни у одного другого
схоласта нельзя найти столь ясного изложения предпосылок и принципов теологической
науки, как в этом месте у Ульриха» (М. Грабман).
Этого изложения, впрочем, нам достаточно, чтобы получить представление о глубоких
духовных корнях философии Ульриха. Считать непосредственно очевидным, что Бог есть
высшая истина и причина всякой истины, значит допустить, что само существование Бога
может быть познано с уверенностью, близкой к непосредственной очевидности. Как и
Альберт Великий, Ульрих Страсбургский принимает авиценновскую иерархию состояний
интеллекта, простирающуюся до такого уровня, на котором можно посредством
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|