|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 412
gratis datum, tune non fit hoc sine gratia»***. Короче, для познания человек нуждается в более
обильном свете, чем его собственный: «ampliori lumine quam sit lumen agentis intellectus, sicut
est radius divinus, vel radius revelationis angelicae»****.
Было бы некоторым упрощением представлять Альберта «первым знаменосцем, высоко
поднявшим стяг Аристотеля в XIII веке». Забавен был бы Аристотель, который
не может узнать ничего истинного без безвозмездного дара Святого Духа! Знамя, поднятое
Альбертом, несли почти все известные философы. В то время когда он утверждал, что не
знает истины без благодати — сугубо христианский тезис, — то не мог тут же не продолжить:
более того (imo), есть философ, который говорит, что даже если бы он обладал самым
обычным знанием о чем-либо, то смог бы актуализировать это виртуальное знание, только
обратившись к свету нетвар-ного интеллекта. Речь здесь идет об Авиценне, для которого
обладать знанием означало одну лишь приобретенную способность обратиться к деятельной
Интеллигенции, чтобы получить от нее умопостигаемое. Вот он, Авиценна, который лишь
для того, чтобы вспомнить о том, что знает, всякий раз вызывает в уме потребность в
безвозмездном даре Святого Духа! И это не провоцирующая шутка. То, что Альберт говорил
в начале своей карьеры в «Комментарии к Сентенциям», он только лишь повторил в чисто
философских терминах в своем «Об интеллекте и интеллигибельном» («De intellectu et
intelligibili») и уже стариком подтвердил в «Сумме теологии». Это же убеждение
проявляется в его доказательствах существования Бога. Так как Альберт действительно не
принимал доказательства св. Ансельма, его собственные доказательства основаны на
принципе причинности и исходят из чувственно воспринимаемого мира; то есть они, если
можно так выразиться, аристотелевские. Но доказательство, где лучше всего отражено его
собственное видение мира, идет через восходящий ряд интеллектов от двигателя к двигателю
и от причины к причине вплоть до перводвигателя и первопричины. Таким образом, высшее
свидетельство присутствия Бога основано у него на августи-новском и дионисиевском учении
о просветлении, философски подтвержденном аль-Фараби, Авиценной, аль-Газали и
Гундисса-лином. Тема «потока сущего» («de fluxu entis») сливается у Альберта с темой света
(de luce) и превращается в мощный поток
Глава VIII. Философия в XIII веке
390
данных, в котором последующие поколения найдут источники для двадцати различных
учений. Можно с полным правом утверждать, что в них среди прочих обрел свой прообраз
томизм, но чтобы заметить это, надо было быть св. Фомой Аквинским.
Могучая личность Альберта не могла не оказать влияния на многочисленных учеников, но
его творчество было слишком многогранно, чтобы можно было говорить, по крайней мере в
ту эпоху, о некой альбертинской школе в собственном смысле. Если же есть желание
проследить отметины этого влияния у двух следующих поколений христианских
мыслителей, то, возможно, следует обратиться не к св. Фоме Аквинскому, а к тем
философам, в учении которых есть вероятность обнаружить эти отметины, то есть к
непосредственным предшественникам великих рейнских мистиков. Они продолжали, следуя
изначальной линии Альберта, разрабатывать его основные темы, которые порой заметно
усиливались, однако в конце концов слились с темами иного происхождения. Но это
осуществлялось без тех резких поворотов и встрясок, которым подверг их св. Фома
Аквинский. Это, однако, не значит, что последователи Альберта были лишены
индивидуальности. Вовсе нет, но их индивидуальность не была похожа на его. И вполне
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|