|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 406
чтобы Бог дал его нам в Откровении. Размышляя над этим фактом, замечаешь, что такое
применение разума в области теологии основано, быть может, на предельном доверии к
нему, но это применение предполагает и незнание того, что такое подлинно рациональное
принудительное доказательство. Поэтому момент, к которому мы подошли, можно
рассматривать как поворотный не только в истории средневековой философии, но и в
истории всей западной мысли. Начиная с Альберта Великого, мы присутствуем при
постоянном сужении теологических экзегез, навязываемых разуму, и — наоборот — при
ограничении философской ответственности, налагаемой на теологию. Таким образом,
средние века последовательно шли ко все более полному разделению этих двух областей,
отбирая у философии некоторые проблемы, которые
Глава VIII. Философия в XIII веке
384
раньше входили в ее сферу, и передавая их позитивной теологии или наоборот —
освобождая теологию от забот о решении таких вопросов, решать которые отныне была
вольна философия. Безусловно, теологи и философы средних веков долго — и, может быть,
всегда — стремились достичь идеального равновесия, каким себе его представляли. И можно
утверждать, что такую цель они ставили. Если характерной чертой современного мышления
является различение доказуемого и недоказуемого, то в XIII веке, когда современная
философия была основана и вместе с Альбертом Великим сама себя ограничивала, она
осознавала свою ценность и свои права.
Будучи предметом рассмотрения в творчестве Аристотеля, естественный свет сразу же
обнаруживает условия своего нормального действия. Человеческая душа может приобрести
знание только из того, начало чего она находит в себе самой. Но, исследуя самое себя, она
схватывает себя как единую сущность и не обнаруживает в себе ни малейшего следа
троичности лиц. Следовательно, Троица — это знание, которым мы можем поддерживаться,
только когда обладаем им; но получить его мы можем только через Откровение. То, что
верно относительно Троицы, верно относительно Воплощения, Воскресения и всех остальных
таинств. Сфера природы достаточно обширна, чтобы не представлять угрозы для разума,
когда пытаются изгнать его оттуда. В этом смысл авторитета, который Альберт Великий
признавал за Аристотелем. Сейчас мы говорим, что, подчинясь авторитету греческого
философа, средневековая мысль попала в рабство; но нужно говорить противоположное —
она освобождалась. Допустить, что этот язычник был высшим авторитетом в некоторых
областях, недвусмысленно отказывая ему в этом касательно других областей, значит
подниматься к Откровению, и ему передается авторитет, ранее уступленный философии.
Альберт заявляет: «Когда между ними [философией и Откровением] нет согласия, то в
том, что касается веры и нравственности, нужно больше верить Августину, чем философам.
Но если бы речь зашла о медицине, я больше поверил бы Гиппократу и Галену; а если речь
идет о физике, то я верю Аристотелю — ведь он лучше всех знал природу». Итак, Альберт
Великий считает Гиппократа, Галена и Аристотеля символами свободы мысли. И, конечно,
авторитетами, но такими, с которыми можно спорить и которых при необходимости можно
отвергнуть. Возможно, мы слишком часто упускаем из виду, какое различие ощущали люди
средних веков между авторитетом людей и авторитетом Бога. Вот формулировка самого
Альберта Великого: «philosophi enim est, id quod dicit, dicere cum ratione»*. Человек
человеком, но последнее слово всегда должно оставаться за разумом.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|