|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 404
переписчиков (scriptor), только копировавших произведения других авторов, ничего в них не
изменяя; компиляторов (compilator), которые вносили добавления в копируемый текст, но
эти добавления не были сочинены ими самими; комментаторов (commentator), вносивших в
исходный текст кое-что свое, но только для того, чтобы сделать его более понятным; наконец,
авторов (auctor), главной целью
Глава VIII. Философия в XIII веке
382
которых было изложение собственных мыслей и которые обращались к идеям других только
для того, чтобы подтвердить свои собственные. «Aliquis scribit et sua et aliena; sed sua tanquam
principalia, aliena tanquam annexa ad confirmationem, et talis debet dici auctor»*. Для людей XIII
века Альберт Великий безусловно автор. Согласно привилегии, закрепленной до тех пор
только за знаменитыми и уже покойными учителями Церкви, его цитировали как
«авторитет» (auctoritas = auctor), его произведения читали и публично комментировали в
школах при его жизни. Христиане с удовлетворением отмечали, что наконец нашли свою
собственную философию и что один из них достиг той же ступени, что и прославленные
арабы и евреи. Впрочем, для нас самым убедительным свидетелем триумфа Альберта
является Роджер Бэкон, и его дурное расположение духа убеждает нас лучше, чем похвалы,
воздаваемые учителю его преданными учениками: «Среди людей, занимающихся науками, и
среди многих из тех, кого почитают весьма учеными, и среди благородных верят ему, —
впрочем, в этом они ошибаются, — что философия уже дошла до латинян, написанная по-
латыни, составленная в мое время и обнародованная в Париже. Тот, кто ее составил,
цитируется как автор (pro auctore allegatur compositor ejus). В школах его цитируют, как
цитируют Аристотеля, Авиценну, Аверроэса. Он еще жив и при жизни приобрел такой
авторитет, которым в области доктрины не обладал никто. Даже Христос так не преуспел —
ведь во время его жизни Он и его учение были предметом осуждения». Есть доля истины в
том, как Роджер Бэкон объясняет этот успех: сочиняя свои книги как оригинальные
произведения («iste per modum authenticum scripsit libros suos»), Альберт Великий обеспечил
себе особенное место среди множества христиан, которые только комментировали. Но
форма ничего бы не объясняла, если бы само существо его произведений не открыло в нем
нового Аристотеля, которого Провидение поставило на
службу латинской мысли. И в конце концов это признал сам Роджер Бэкон. Он согласился с
тем, что один из самых прославленных ученых среди христиан — это брат Альберт из
Ордена проповедников (доминиканцев). И если он не соглашался, что Альберт Великий
знает все и что ему нужно верить, как ангелу, он восхищался широтой его познаний и силой
его наблюдательного ума: «Он стоит больше, чем целая толпа ученых, так как он много
работал, видел бесконечно далеко и не считался с расходами; поэтому он сумел извлечь
столько вещей из безбрежного океана фактов». В устах судьи, столь не готового с чем-либо
соглашаться, это — достойная похвала.
Среди открытий, связанных с именем Альберта из Больштедта (1206 или 1207**— 1280),
которого современники называли Альбертом Кёльнским, а мы называем Великим, самое
грандиозное значение имело, несомненно, решительное разграничение, которое он сумел
провести между философией и теологией. Довольно курьезная вещь—то, что мы привыкли
называть освободителями мысли Лютера, Кальвина или Декарта, а Альберта Великого
рассматривать как главу средневековых обскурантов. Было бы очень приятно, если бы мы
вскрыли коренную ошибку, из-за которой традиционная оценка средних веков оказалась
такой искаженной. Мы не видим, что если сегодня у нас есть философия как таковая, то этим
мы обязаны терпеливой работе средневековых мыслителей. Это они,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|