|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 402
4. ОТ АЛЬБЕРТА ВЕЛИКОГО ДО ДИТРИХА ИЗ ФРЕЙБЕРГА
Принятие теологами перипатетизма было подлинной революцией в истории западной
мысли, и даже самая поверхностная рефлексия позволяет нам и сегодня заметить ее
последствия. Начиная с XIII века, сближение аристотелизма с христианством стало таким
тесным, что перипатетическая философия, так сказать, приняла участие в придании
догматике устойчивости и незыблемости. Один набор понятий позволил выразить в едином
синтезе все то, во что обязывает нас верить Откровение, и все то, что способен понять наш
разум. Поэтому всякая философия, развивающаяся вне перипатетизма, воспринимается как
опасная для этого синтеза, и поэтому также он выжил на протяжении шести веков при
непрестанных попытках его заменить. Нельзя понять прочности этого синтеза, если не
помнить, каким требованиям он должен был удовлетворять, чтобы обеспечить себе такую
долгую жизнь. Во-первых, требовалось, чтобы не подверглась каким-либо посягательствам
христианская вера. Это было достигнуто. Если с любого схоластического теологического
учения снять его философские покровы, то обнаружится теология Никейского собора и
христианского «Credo». Но греческие и арабские философские доктрины говорили нечто
иное. И они стали компонентами этого синтеза, лишь подвергнувшись глубокой
трансформации, и это важно подчеркнуть, если не хочешь впасть в двойную ошибку:
поверить, что теологи XIII века только повторяли Аристотеля и что Аристотель уже в IV веке
до н. э. научил всему, о чем эти теологи заставляют его говорить снова. На самом же деле XIII
век — это эпоха, когда христианская мысль окончательно осознала самые глубокие
философские включения и впервые сумела четко их сформулировать.
Выполнением этого капитального труда мы в первую очередь обязаны сотрудничеству двух
гениев, принадлежавших к Ордену св. Доминика — св. Альберту Великому и св. Фоме
Аквинскому. Полная история этого события требует прежде всего детального изучения
творчества Альберта Великого. Удовлетворяясь его обрисовкой в общих чертах, мы
способствуем сохранению исторической несправедливости, возможно неизбежной. Ведь
творчество Альберта Великого действительно подготовило труды Фомы Аквинского.
Множество открытых и собранных им материалов оказались хорошо пригнанными друг к
другу и оправленными великолепным синтезом, который сумел осуществить св. Фома. Без
огромной и плодотворной работы своего учителя его ученик — светлый распорядитель идей
— должен был бы приложить большую часть своих усилий к поиску источников. Но столь
же верно и то, что труды Альберта Великого содержат немало материалов, которые не были
использованы его блестящим учеником: его наследие запутаннее, но в то же время
обширнее, или, говоря научным языком, богаче наследия св. Фомы. Кроме того, если верно,
что томизм был одним из возможных продолжений наследия Альберта Великого, то другим
был альбертинизм, причем более верным своим первоначальным импульсам. Теперь нам
предстоит их раскрыть.
Основная заслуга Альберта Великого состоит в том, что он первый увидел, какие огромные
богатства могут быть почерпнуты христианскими теологами из греческой и арабской науки
и философии. Казалось, он сразу осознал, что эту науку, явно стоящую на более высоком
уровне, чем христианская, но столь отличную от христианства по духу, невозможно ни
принять как таковую, ни попросту отвергнуть. Необходима была работа по ее
интерпретации и ассимиляции. Но прежде чем интерпретировать, ее надо было познать, и
задачу этого познания Альберт Великий добровольно возложил на себя.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|