|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 401
его постигают. С большим основанием это можно отнести к человеческой душе. Каждый
человек обладает собственным возможным и собственным действующим интеллектом. Это
две совершенно разные способности: ведь было бы противоречием допустить, что одна и та
же субстанция, в данном случае душа, может одновременно и под одним углом зрения
находиться и в возможности, и в действии по отношению ко всем умопостигаемым вещам.
Действующий интеллект подобен свету, возможный интеллект — прозрачной, но темной
среде; естественные формы подобны краскам, которые становятся видимы на воздухе,
потому что их освещает свет. Аналогично естественные формы становятся умопостигаемыми
в возможном интеллекте при свете действующего интеллекта. Так что нет такого
интеллектуального познания, которое бы не предпо-лагалопознания чувственного, и здесь
Аристотель прав. Но и Платон не ошибся, сказав, что познание — это смутное
воспоминание, ибо, если бы интеллект не имел никакого врожденного знания о естественных
формах, как распознал бы он их в чувственно воспринимаемом мире? Поэтому Платон
уподобляет познание беглому рабу: если бы его хозяин уже не знал его, то при встрече он бы
его не узнал. Значит, достоверное знание о природных вещах и о принципах существует в
душе с момента ее творения, и именно его наш действующий интеллект последовательно
отображает в нашем возможном интеллекте с помощью чувственного знания и
воображения.
Таковы основные положения «Суммы философии», относящиеся непосредственно к
философии. Остальные части труда (трактаты XII—XIX) посвящены психологии
(чувствующая и растительная душа), оптике (трактат XIV), астрономии (трактат XV),
свойствам природы каждого тела (трактат
XVI), четырем элементам (трактат XVII), метеорологическим явлениям (трактат XVIII) и
минералам (трактат XIX). Строгая упорядоченность и сдержанность в изложении доктрин
сохраняются до конца произведения и ничем не обнаруживают личности автора. В связи с
воздействием звезд на человеческие судьбы он рассказывает, что однажды встретил в
Германии старого астролога, который предсказал ему по звездам, каким будет конец
императора Фридриха II и короля Людовика Святого. Через несколько строк он говорит о
своем учителе в таких выражениях, что сначала думаешь о Роджерс Бэконе, а потом — о
Роберте Гроссетесте: «magister meus in naturalibus et mathematicis peritissimus et in theologia
perfectissimus vitaque et religione sanctissimus»*. Но мы заметили, что автор «Суммы» весьма
восхищается Александром из Гэльса и Альбертом Великим, а такое чувство он не мог
унаследовать от Роджера Бэкона; и возможно, это самое сильное возражение против мнения
об английском происхождении данного труда. Но вот Альберт Великий, кажется, составил
трактаты по геометрии, оптике и астрономии (Д. Й. Меерсеман), так что «Сумму» можно
связать с обучением у Альберта, хотя в некоторых важных пунктах она отклоняется от его
идей. С другой стороны, ссылка автора на другое его произведение под названием «О свете»
(«De luce») естественно наводит на мысль о Бартоломео Болонском и переносит нас в Париж
и Италию. Но каковы бы ни были его автор и происхождение, это сочинение замечательно
точно отражает средний философский уровень тех людей конца XIII столетия, которые были
способны усвоить новое знание, но при этом твердо держались традиции.
ЛИТЕРАТУРА
Baur L. Die philosophischen Werke des Robert Grosseteste, Bischofs von Lincoln. Munster, 1912 (в
этой книге на с. 275—643 напечатана «Summa philosophiae»).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|