|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 400
Блага, являющегося для них активной причиной и пассивно воспринимаемые самыми
благородными из его созданий — теми, кто наделен интеллектом.
Разумные существа, не соединенные с телами, называются интеллигенциями, а соединенные
с телами — душами. Интеллигенции бесчисленны; они делятся на виды и индивиды.
Современные теологи, утверждающие, что у интеллигенции каждый индивид образует вид,
ошибаются. Причина их заблуждения заключается в том, что они, как и Аристотель, не
знают о существовании сверхчувственной первоматерии, о которой говорил Платон. Они
знают только протяженную материю, на основании чего и выводят принцип индивидуации,
а поскольку такую материю нельзя отнести к отдельным интеллигенциям, то они логично
заключают, что ангельские виды не умножаются в индивидах. На самом же деле отдельные
интеллигенции, как и все твар-ное сущее, состоят из «quo est» и «quod est». Но этот состав
лишь мыслится, и поэтому их должно признать, кроме того, сочетанием первоматерии и
формы, что сразу же позволяет понять их виды как умножаемые в индивидах. Итак,
интеллигенции — это истинные индивиды и истинные личности, нумерически отличные
одна от другой. Это — формы, которые они принимают в материи, а не чистые формы или
виды, как полагали еще недавно.
Ни один мудрец античности не сомневался в «существовательности» человеческой души, но
они не пришли к согласию относительно ее дефиниции. Метафизик видел
«существовательность» в ней самой и поэтому определял ее как самодостаточную
индивидуальную субстанцию. Натуралист видел ее в том общем, что она имеет со всеми
разумными или неразумными душами, и поэтому определял как действие человеческого
тела, полного жизненных сил. На самом деле «существовательность» — это то и другое или,
лучше сказать, находящееся между тем и другим. Душа есть бестелесная разумная
субстанция, но соединенная со своим телом и отделяемая от него. Некоторые «современные
философствующие» («moderni philosophantes») отрицают, что она составлена из истинной
материи и формы, но отрицают всегда по той же причине, о которой мы упоминали в связи
с ангелами; в обоих случаях эта причина приводит нас к одним и тем же следствиям.
Неспособные через понятие протяженной материи прийти к понятию абсолютной
первоматерии, они отказываются включить материю в сущность духовных сущих, таких, как
ангелы и души, и поэтому приходят к отрицанию того, что души могут быть
индивидуальными субстанциями вне тел. Довод, которым они обманываются, состоит в том,
что отделенная душа — это нечто, всегда находящееся в действии и истинная
первосубстанция, сущностно не зависимая от своего тела, хотя и сохраняющая естественную
склонность к зависимости от него, формой которого она была. «Сумма» связывает душу с
телом исключительно через естественную склонность, которая есть склонность ее сущности,
но не сама сущность, как утверждали Альберт Великий и св. Августин. Хотя душа —
составная субстанция, она естественным образом бессмертна, потому что в ней нет никакого
внутреннего противоречия, а наоборот — совершенное согласие между материей и формой,
из которых она состоит.
Всякая духовная субстанция с подобной структурой пребывает в потенции через свою
материю, а в действии — через свою форму. То же самое имеет место у отделе
379
3. От Гроссетеста до Пеккама: В. «Сумма философии» XIII в.
ных интеллигенции, которым на тех же основаниях следует приписать возможный
интеллект — им они воспринимают умопостигаемое, и действующий интеллект — им они
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|