|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 396
философию, а кроме того, они получают большую благодать Божью, нежели сообщество
верующих. Пусть теологи ошибаются в области естественных наук и в том, что безразлично
для спасения, пусть даже они не знают всего этого — каких-либо помех тут не возникает.
Отсюда не следует делать вывод, что даже в таких предметах они ошибаются везде, где
расходятся с учением философов. С этим следует согласиться только в случаях, когда
истинность тезисов философов доказана с помощью необходимых силлогизмов или, по
крайней мере, основывается на высокой и труднооспоримой вероятности. Хорошо известно,
что все доступное человеку философское знание в скрытом виде содержится в Писании,
которое является его корнем. Автор «Суммы философии» движется здесь по стопам
Роджера Бэкона.
Легко заметить, что речь пока идет лишь о теологах двух первых степеней. Но теологи
третьей степени решали свою задачу. Они «более точно сопоставили философию теологов
первой и второй степеней с философией мира сего и создали сплав той и другой с учением
об Откровении, когда этого потребовал предмет или разум (Jam vero theologi tertii gradus
supradicti et ordmis, philosophiam primorum et secundorum theologorum philosophiae mundanae certius
comparaverunt et utramque, cum causa vel ratio exigeret, theosophiae sententiae comrniscuerunt).
Действительно, теософы нередко упоминают как известные некоторые кем-то принятые
позиции и некоторые заметные свойства вещей, но им не свойственно объяснять сущность и
причины последних. Для теологов, наоборот — это отнюдь не лишняя, а совершенно
необходимая задача, если согласно правилам искусства они восполняют то, что теософы по
какой-то тайной причине опустили, дабы любой человек, который попросит просветить его
по тому или иному вопросу, мог быть удовлетворен».
Таким образом, автор «Суммы философии» точно проанализировал работу теологов своего
времени и ясно вскрыл причины,
375
3. От Гроссетеста до Пеккама: В. «Сумма философии» XIII в.
приведшие их к синтезу Откровения, философии отцов Церкви, а также арабской и
греческой философии; этот синтез называется теперь схоластической теологией.
Католическая вера не нуждается в человеческом разуме, но она может обращаться к нему,
чтобы защитить себя от неверующих и показать тем, кто ей плохо научен, что она не лишена
разума. Нужно было бороться против еретиков (манихеев, ариан, несториан, пелагиан,
мусульман и прочих), заблуждения которых быстро бы распространились, если бы не были
отвергнуты теософией и философией. Поэтому работу, проводимую его современниками,
автор «Суммы» считает превосходной: «Современные теологи с пользой ставят философию
на службу теософии, равно как и теологию теологов двух первых степеней и даже тех, кого
мы отнесли к третьей степени». Мы помним, что Петр Ломбардский — теолог третьей
степени; этим фактом оправдано появление «Комментариев к Сентенциям».
Трактат II посвящен истине. Он начинается с утверждения, что истина в силу необходимости
вечна и не имеет причины. Отсюда следует, что есть поистине вечное существо и что оно
может быть только одно; его существование необходимо, а несуществование невозможно:
«Erit igitur veritas aetema substantia increata, omnino unica, cujus esse est necesse omnino esse et
impossibile non esse»*. Затем, исходя из конечной истины, такой, какой она формально
присутствует в нашей мысли, а материально — в вещах, автор снова утверждает, что
существование изменчивой истины предполагает
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|