|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 395
глубокая осведомленность Платона относительно человеческих проблем, высокое
красноречие и особенно полное отсутствие высокомерия. Напротив, неистовство
Аристотеля, его постоянное стремление нападать и противоречить создавали впечатление
крайнего высокомерия, а если добавить к этому небрежность стиля и нарочитую
усложненность аргументации, то неудивительно, что он не был популярен. Не будем ставить
величие этого гения слишком высоко, если кажется, что порой его мучила зависть к
мудрости своих предшественников, и случалось, что он приписывал ее себе. Автора «Суммы»
нередко беспокоят эти приступы францисканского морализма.
Чрезвычайно интересна предлагаемая им классификация авторов. Помимо философов, о
которых только что говорилось, он выделяет еще два вида авторов: теософы и теологи.
Теософы — это вдохновенные писатели: «Theosophi proprie dicuntur sacrae scripturae id est divinitus
promulgatae auctores»***, — например, Моисей и пророки. Их авторитет несравненно выше, а
их истина более основательна, чем авторитет и истина обычных людей. Эта теософия (то есть
Мудрость Божья) полностью открылась в Иисусе Христе, рождение которого было
возвещено пророками и Сивиллой. Его божественность доказывают совершенные Им чудеса,
умение читать в сердцах и небесное учение, то есть жизнь («doctrina caelestis id
estbonorummorum exhibitio»****): «И именно потому нет прощения сарацинам за то, что
Глава VIII. Философия в XIII веке
374
они сравнивают самого Иисуса Христа с Магометом, погибшим из-за преступлений, за то,
впрочем, что будут делать некоторые в конце времен с другим ложным пророком».
Теологами в узком смысле слова называются люди, объясняющие или излагающие
теософию; в широком смысле — это люди, которые рассуждают о ней и ей обучают, причем
другие люди их слушают. Собственно говоря, теологи подразделяются на три «степени»:
первая степень охватывает тех, чья высокая ученость и святость жизни побудили Верховных
понтификов включить их в число святых (Дионисий, Афанасий, Василий, Киприан,
Амвросий, Иероним, Августин и др.); вторая степень объединяет теологов, чьи учения столь
же истинны и универсальны, но те же самые папы оценили их менее высоким достоинством
(Ориген, Иоанн Дамаскин, Алкуин, Ансельм, Бернард, Гуго и Рихард Сен-Викторские);
наконец, третья степень охватывает ряд очень известных имен, среди которых Петр
Ломбардский, Гильберт Порретанский, Гильом Ок-серрский и многие современные автору
«Суммы» писатели; их он называет «изготовителями Сумм» («multique moderniores scriptores,
quos summarum vocant confectores»). Отсюда мы видим, что наблюдателю XIII века
представлялось совершенно новым в произведениях Александра из Гэльса и Альберта
Великого: из толпы теологов они выделялись как философы.
Авторитет «теософов» соотносится с авторитетом философов, как знание с мнением. В самом
деле, в момент божественного вдохновения теософы произносили непреложные истины.
Когда же они говорили как люди, не вдохновляемые Богом, то могли ошибаться подобно
простым философам, — но не тогда, когда их вдохновлял Бог. Однако в этом случае
подлинный смысл их речей нелегко понять без помощи теологов двух первых степеней. В
том, что касается души, ангелов и творений вообще, авторитет теологов более надежен, чем
философов. Действительно, сами теологи не могут не знать
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|