|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 390
ipsis corporibus»**. Порой консерваторы опережают прогрессистов и, стоя на месте, ожидают
наступающего прогресса.
Преемником Килвордби на архиепископской кафедре Кентербери стал Джон Пенкам (ок.
1240—1292). Он тоже был францисканцем, но воспользовался своей властью для того, чтобы
возобновить 29 октября 1284 г. вероучительное осуждение, вынесенное его
предшественником. А 30 апреля 1286 г. им был наложен запрет на некоторые положения,
сформулированные английским доминиканцем Ричардом Клепуэллом. Его личная позиция
четко определена в письме к епископу Линкольна от 1 июня 1285 г.; оно может служить
ориентиром, помогающим ясно представить себе и правильно расположить основные
вероучительные позиции, которые тогда на Западе боролись друг с другом: «Мы ни в коем
случае не осуждаем изучение философии, поскольку оно служит постижению теологических
тайн, но мы осуждаем мирские языковые новшества, вводимые на протяжении двадцати лет
при рассмотрении глубоких теологических вопросов; эти новшества противоречат
философской истине и наносят ущерб святым Отцам, к чьим позициям относятся с
пренебрежением и даже с явным презрением. Какое учение более прочно и здраво: учение
детей св. Франциска, то есть блаженной памяти брата Александра [из Гэльса], брата
Бонавентуры и подобных им, которые в своих трактатах, не заслуживающих ни единого
упрека, опирались на святых Отцов и философов, или же это недавнее учение, почти во всем
противоречащее первому, которое заполнило мир словесными перепалками, всеми силами
ослабляя и разрушая то, чему учит Августин о вечных правилах незыблемого света, о
способностях души, о включенном в материю «семенном разуме» и о бесчисленных вопросах
того же рода; пусть изобретателей этого учения судят древние Отцы, поскольку они
обладают мудростью, пусть судьей им будет Бог и пусть Он им даст целебное средство».
Таким образом, благодаря этому весьма ценному свидетельству происхождение
отвергаемого им зла можно отнести приблизительно к 1265 г. И действительно,
комментарии Альберта Великого к сочинениям Аристотеля датируются 1250—1270 гг.,
комментарии св. Фомы Аквинского —1269—1272 гг. Если добавить, что время написания
«Суммы против язычников» варьируется от 1258 до 1264 г., то мы увидим, что новая теология
(«ilia novella»), на которую жалуется Пенкам, в самом деле сложилась менее чем двадцать лет
назад («citra viginti annos»). Кстати, заметим, что Пенкам осуждает не философию вообще, а
лишь неуместное использование некой ложной философии; заметим также, что, в отличие
от запретитель-ских действий Килвордби, которые совершались у него на глазах,
противопоставление двух учений Пенкам конкретизирует противопоставлением двух
Орденов: августинизм —у францисканцев, аристотелизм—у доминиканцев. Наконец,
укажем, что если перечислить некоторые пункты, по которым эти две группы противостоят
друг другу, то пер
Глава VIII. Философия в XIII веке
370
вые три пункта, пришедшие Пеккаму на ум, таковы: учение о божественном просветлении,
реальное единство возможностей души и сущности души и «семенной разум».
Придавать большое значение проблеме познания в доктринальных сражениях конца XIII
века вовсе не значит поддаваться искажению перспективы, возникшему под воздействием
современной философии. Даже если бы не существовало заявления Пекка-ма, люди были
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|