|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 385
возвращается неустанно: здесь рассуждения ничего не доказывают — все зависит от опыта
(«Nullus sermo in his potest certificare, totum enim dependet ab experientia»). Помимо этого
метода, в котором он был уверен, Бэкон оставил нам лишь образчики своей плодотворной
работы. Отсюда — энциклопедический характер его главного произведения, в котором мы
последовательно находим следующие изыскания: анализ условий, необходимых для
серьезного изучения различных языков философии; изложение математического метода и
примеры его применения к священным и светским наукам; трактат по географии; трактат по
астрологии и ее применению; трактат о зрении; описание экспериментального метода;
нравственное учение. Все эти наблюдения и рассуждения свидетельствуют о весьма
обширных познаниях автора, о живом интересе к конкретным фактам и об ощущении
условий, необходимых для прогресса науки. Даже в его многочисленных ошибках часто
угадывается мышление, опередившее свое время. Размышления об алхимии и астрологии,
доставлявшие Бэкону удовольствие, показывают, что задолго до философов Возрождения он
верил в возможность вычленить из них немало позитивных наук. Однако больше, чем
содержание его доктрины, интерес вызывает сам дух, который ее породил: он надолго
обеспечил Бэкону достойное место в истории идей. Если подумать о тяжких условиях, в
которых Роджер Бэкон провел свою жизнь, не позволявших ему не только ставить опыты, но
даже писать, то остается лишь удивляться этому несчастному гению. Ведь он единственный в
XIII веке и, может быть, вплоть до Огюста Конта, кто мечтал о тотальном синтезе научного,
философского и религиозного знания с целью создания связующих звеньев
365
3. От Гроссетеста до Пеккама: А. Оксфордские магистры
универсального общества, объединяющего весь человеческий род.
Все магистры-францисканцы рассуждали об Аристотеле и при необходимости
комментировали его, но, как правило, они воспринимали великого грека на манер
Авиценны, что давало им возможность не слишком отступать от учения св. Августина.
Ричард Фи-шекр (ум. в 1248), первый оксфордский преподаватель-доминиканец,
«Комментарии к Сентенциям» которого сохранились, в этом отношении не отличается от
францисканцев. Составленная незадолго до 1245 г., эта книга показывает, что он не
испытывал ни малейшего желания открывать новые пути. Фишекр соглашается с
гилеморфическим строением ангелов и душ. Один из используемых им аргументов дает
представление о той удивительной мешанине, которую вызывало в некоторых умах усвоение
плохо понятого аристотелизма: индивиды есть и среди ангелов, и среди людей; но
Аристотель учит, что вне материи индивидов быть не может; значит, материя присуща и
ангелам, и душам. Вот другое рассуждение: Аристотель утверждает, что объект существует
вне материи только в мышлении делателя; значит, душа существует вне материи только в
мышлении Бога. Метафизический контекст аристотелевской доктрины индивиду-ации через
материю целиком ускользает от Фишекра. Чтобы объяснить физическую причинность, он
допускает, что форма воздействия должна в какой-то степени пред-существовать внутри
материи («aliquid formae latitans in materia»); этот черновой набросок воздействия
представляет собой то, что Августин называл «семенным разумом», который, чтобы
воздействие произошло, причина должна лишь актуализировать. Для Фишекра, как и для св.
Бонавентуры, причина, производящая воздействие, которое, кстати, вовсе не предсуществует
в материи, имеет не только активный, но творящий характер: она порождает ex nihilo. Факт
может породить сам себя, но это чудо. Осеменяющие идеи (rationes seminales) были сотво
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|