|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 380
го чувственного познания душа открывается навстречу божественному просветлению.
Впрочем, Томас из Йорка принимает эти доказательства, но, помимо них, он, следуя
трактату Цицерона «О природе богов» (II, 2), принимает и идею врожденного знания о Боге,
— знания, о котором Луцилий и Эн-ний говорят, что обнаружили его у всех народов; а для
большей основательности Томас добавляет к этому доводу аргументы из «Прослогиона» св.
Ансельма и из трактата «О свободнй воле» («De libero arbitrio») св. Августина. В доктрине
Томаса из Йорка чувствуется усилие открытого ума, любознательного и широко
эрудированного, усвоить огромную массу сведений из области метафизики, которые
происходили из мира гре-ческо-арабской мысли и проникали в европейские школы. Но
представляется, что он попытался осуществить синтез, который невозможен: линия его идей
не имела подлинного продолжения, в отличие от идей Гундиссалина и Гебироля.
Благодаря Роджеру Бэкону, ученику и соотечественнику Роберта Гроссетеста, усилился
интерес к научным исследованиям и методам. Обращение к математике было дополнено не
менее необходимым обращением к опытному познанию, без которого утверждение и
повсеместное распространение веры перестало бы быть конечной целью знания. Этот
замечательный человек родился между 1210и 1214 гг. в окрестностяхИлче-стера в
Дорсетшире. Сначала он учился в Оксфорде, где его преподавателями были Роберт
Гроссетест и Адам из Марша, люди, как потом будут говорить, настолько же сведущие в
науках, насколько были невежественны в них парижские учителя. После пребывания в
Париже в течение 6—8 лет, то есть примерно до 1250 г., он с 1251 по 1257 г. преподавал в
Оксфорде, затем, по-видимому, был вынужден оставить преподавание и возвратился в
Париж — центр Францисканского ордена, к которому он принадлежал. Там Бэкон
подвергался постоянным подозрениям и преследованиям вплоть до того момента, когда его
покровитель Ги Рульке стал папой под именем Климента IV (1265). Во время короткой
передышки, которую дал ему этот понтификат (1265—1268), Роджер Бэкон создал свой
«Большой труд» («Opus majus»), написанный по поручению самого папы*. Свою
литературную деятельность он продолжал до 1277 г., когда его идеи в области астрологии
было сведены в «предложения», осужденные епископом Этьеном Там-пье. Этим
обстоятельством воспользовались, чтобы в 1278 г. заключить Бэкона в тюрьму. Известно, что
он был освобожден в 1292 г.; к этому времени им было написано последнее произведение —
«Compendium studii theolo-giae»**. Дата смерти Бэкона неизвестна.
Сколь бы необычной ни казалась нам личность Роджера Бэкона, когда мы сравниваем его с
наиболее значительными представителями той эпохи, надо прежде всего помнить, что он
оставил в ней очень глубокий след. Бэкон — прежде всего схоласт, но он понял схоластику
совсем иначе, нежели Альберт Великий или Фома Аквинский. Он не избежал характерного
для средних веков сильного увлечения теологией, и это важно подчеркнуть, если мы не
хотим представить Бэкона в ложном свете. Вторая часть «Opus majus» целиком посвящена
определению связей между теологией и философией. В этом вопросе он занял очень четкую
позицию: есть одна совершенная мудрость и одна наука, которая превосходит все остальные,
— теология («est una scientia dominatrix aliarum, ut theologia»); для ее изъяснения необходимы
две науки — каноническое право и философия. Полная мудрость, говорит он, дана одним
Богом одному миру и с одной целью. Бэкон точно так же, как св. Бонавентура, сводит все
искусства к теологии, а эта операция предполагает концепцию познания, во многом
опирающуюся на августиновское учение о просветлении.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|