|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 371
теологии, автора трактата «Книга творений, или Природы, или Книга о Человеке, ради
которого существуют иные творения» («Liber creaturarum, seu Naturae, seu Liber de Homine
propter quem sunt creaturae aliae»). Из ценнейшей рукописи этой книги, хранящейся в
Тулузской муниципальной библиотеке, мы узнаём, что работа над ней была начата
(inchoatus et inceptus) в уважаемом studium Тулузского университета в лето Господне 1434-е и
что она была дополнена и завершена в том же университете в лето Господне 1436-е, в месяце
феврале, в одиннадцатый день, в субботу. Раймунд Себундский умер 29 апреля того же года,
почти сразу после завершения этой книги; по времени своего создания она выходит за
общепринятые рамки средних веков, но великолепно иллюстрирует глубокую
преемственность эпох и форм культуры, которые, возможно, в меньшей степени
противостоят друг другу, нежели обычно думают. Название «Естественная теология»
(«Theologia naturalis») не входит в число предложенных нам на выбор самим автором:
вероятно, оно впервые появилось в издании Девентера (ок. 1484). Очень важный «Пролог»
этого произведения, запрещенный Тридентским собором*, исчез из изданий, вышедших
после собора, и был вырван или замазан во многих предыдущих изданиях. Именно там
Раймунд Се-
бундский наиболее ясно изложил свои идеи, которым он остался верен в своей «Книге
творений». В 1434 г. он верил, что живет в конце времен (in fine mundi), и он предпринял
попытку изложить «науку книги творений», которой должен овладеть каждый христианин,
чтобы защищать ее, а если потребуется, то и умереть за эту науку. Ее характерные черты —
простота, легкость. С ее помощью всякий может познать «реально, без помех и большего
труда любую истину, необходимую человеку». Сам Раймунд Себундский излагает эту науку в
терминах, которые придают опасную жесткость складывавшемуся веками католическому
идеалу доказательства. Он утверждает, что предлагаемая им наука позволяет твердо и
целиком познать католическую веру и доказать, что она истинна (et per istam scientiam tota
fides catholica infallibiliter cognoscitur et probatur esse vera). Добавим, что одной этой науки
вполне достататочно: она не нуждается в какой-либо другой науке или каком-либо другом
искусстве, будь то грамматика, логика, физика или метафизика. Она учит человека
распознавать, в чем его блого и в чем зло, внушает любовь к первому и ненависть ко второму
и тем самым становится и необходимой, и достаточной: «Omnes enim scientiae sunt verae
vanitates si ista deficiat»**. Как и св. Ансельму, к которому восходят притязания указать для
всего на свете «необходимые причины», Раймунд Себундский дает обещание никогда не
цитировать Писания, как, впрочем, и каких-либо ученых, и во всех 330 главах своего труда
говорит только от своего имени. И действительно, две книги, данные нам Богом, — это Книга
Природы и Священное Писание (Unde duo sunt libri dati a Deo, scilicet liber Universitatis
creaturarum*** sive liber naturae, et alius est liber sacrae scripturae). Но из этих двух книг первая
дана нам прежде второй — во время самого акта творения; каждая тварь в ней — словно
послание, написанное Богом, и самое главное послание — это человек. Священное Писание
дано нам позднее, после того как вслед
353
2. От Александра Гэльского до Раймунда Лулли
ствяе греха человек стал не способен читать первую книгу; к тому же оно создано не для всех,
ибо читать его умеют только священнослужители, тогда как Книга Природы доступна всем.
Невозможно ее фальсифицировать, превратно истолковать или что-либо из нее вычеркнуть.
Поэтому при ее чтении никто не может сделаться еретиком, в то время как Священное
Писание может быть фальсифицировано и ложно истолковано. Творения одного Создателя,
эти две книги никогда не могут противоречить друг другу.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|