|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 370
понять. Сократ охотно соглашается с тем, что интеллект превосходит чувство и иногда даже
трансцендирует сам себя, признавая необходимость существования вещей, которые для него
не постижимы: «intellectus transcendit seipsum, intelligens aliqua esse necessario quae non
intelligit»*. Искусство Луллия заключается главным образом в том, чтобы прежде согласовать
начала, из которых обязательно последуют желаемые для него выводы. Но технические
средства, с помощью которых он надеется добраться даже до невежд и убедить неверующих,
содержали в себе зародыш идеи с удивительной судьбой: вращающиеся рисунки, где Луллий
изобразил свои основополагающие понятия, являются первым опытом в области «искусства
комбинаторики», которое много позже мечтал создать Лейбниц, упоминавший об этом
своем средневековом предшественнике. Как в новое время хотели построить универсальное
общество, опираясь на один только разум, а в средние века в основу такого общества
полагали веру, так же тогда рассчитывали поставить на службу науке это универсальное
искусство доказательства, которое средневековая мысль стремилась употребить на пользу
веры. Современный мир полон христианских идей, ставших безумными, говорил Г. К.
Честертон. Глубокая мысль, которую история никогда не устанет подтверждать.
«Просвещенный доктор» («Doctor Illuminatus») оказал влияние и на другие области, из
которых по крайней мере одна заслуживает внимания историков. Речь идет о древней
христианской идее о том, что Бог открывается в двух книгах — в Библии и Книге Мира.
«Теофаническая» Вселенная Скота Эриугены, «liber creaturaram»** Гиль-ома Оверньского и
св. Бонавентуры, наконец весь символизм «лапидариев» и «бести-ариев», в том числе тех,
которые украшают паперти наших соборов или сияют в их витражах, — все это
свидетельства доверия людей средневековья к прозрачности Вселенной, где мельчайшее
существо есть живое указание на присутствие Бога. Францисканскому монаху Луллию не
надо было далеко ходить, чтобы этому научиться: св. Франциск Ассизский и св. Бонавентура
привыкли жить именно в такой Вселенной. Вспомним слова св. Бонавентуры: «Creatura
mundi est quasi, quidam liber in quo legitur Trinitas fabricatrix»*** — и сравним с ними другие
слова, в которых, говоря о самом себе, Луллий описывает нам просвещение (просветление),
ниспосланное ему однажды, когда он пребывал в одиночестве на горе Ранда: «Кажется, что
ему дан свет для различения в божественных совершенствах некоторых их свойств и
взаимосвязей в соответствии с отношениями, установившимися между ними.... С помощью
того же света он познал, что общее бытие творения есть не что иное, как имитация Бога
(eodem lumine, cognovit totum esse creaturae nihil aliud esse quam imitationem Dei)».
Просвещение у Doctor Illuminatus и просвещение, которое получил Doctor Seraphicus
(Серафические доктор), явно совпадают. Отсюда видно, как оно стало основанием всего
творчества Луллия: «Великое искусство» («Ars magna») воз
Глава VIII. Философия в XIII веке 352
можно, только если все творения, которые суть имитация Бога, их главные свойства и
отношения этих свойств между собой могут помочь нам познать атрибуты Бога. Пусть будет
так — и искусство сочетать совершенства творений всеми возможными способами нам сразу
покажет все возможные сочетания совершенств Бога. Но нужно добавить, что
рассматриваемое в этом аспекте познание вещей преобразуется в теологию, и некоторые
ученики Луллия это явно заметили. Влияние Луллия нетрудно обнаружить в произведениях
человека, которого со времен Монтеня называют Раймундом Себундс-ким — от его
подлинного имени Себиуда (Sebiuda), — магистра искусств, медицины и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|