|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 369
католической веры» («Ars catholicae fidei») было описанием техники апологетического
доказательства, и — ближе по времени — «Большое сочинение» («Opus majus») Роджера
Бэкона, францисканца, как и Луллий, так же, как и он, пожираемого неутолимой страстью
апостольства, постоянно озабоченного завоеванием для Церкви мира с помощью
непобедимого могущества христианской Мудрости. Но при этом можно сказать, что у
Раймунда Луллия эта озабоченность порождает философское учение, причем самые
оригинальные его стороны. В самом деле, для того чтобы убедить мусульман и аверроистов в
их заблуждении, необходим метод — но только один. В обоих случаях мы оказываемся перед
одной и той же
проблемой, поскольку речь идет о язычниках. Мусульмане отрицают наше Откровение, и
аверроисты тоже не принимают его во внимание по принципиальным соображениям.
Философия и религия оказываются, таким образом, разделенными непреодолимой
пропастью, так как первая аргументирует от имени разума, а вторая — с помощью
положительного метода (positiva consideratio), то есть исходя из свидетельств Откровения,
которые она сперва объявляет фактами и затем выводит из них следствия. Априори
очевидно, что должна быть возможность согласовать эти две науки. Теология — мать и
госпожа философии; поэтому между теологией и философией должно установиться то же
согласие, которое всегда есть между причиной и следствием. Чтобы обнаружить их
фундаментальную согласованность, нужно исходить из начал, которые были бы
общепризнанными. Раймунд Луллий предлагает сведенный в общую таблицу перечень
таких начал, являющихся универсальными для всех наук, началами известными и
самоочевидными, без которых не могут существовать ни науки, ни философия. Вот эти
начала: добро, величина, вечность или длительность, сила, мудрость, воля, добродетель,
истина и слава; различие, согласованность, противоречивость, начало, средство, цель,
больше, равенство, меньше. Все существа или постоянно заключены в эти начала, или
развиваются в соответствии со своей сущностью и природой. Раймунд Луллий добавляет к
указанному перечню — ив этом секрет «Великого искусства» — правила, позволяющие
корректно сочетать эти начала. Он даже изобрел вращающиеся изображения, которые
облегчают данный процесс. Все сочетания, допускаемые таблицей Луллия, в точности
соответствуют всем истинам и всем тайнам природы, которые человеческий интеллект
способен постичь в этой жизни*.
Правила, позволяющие определить допустимые сочетания начал, представляют собой ряд
весьма общих вопросов, применимых практически ко всему: из чего? почему? сколько?
какой? когда? где? — и других та-
351
2. От Александра Гэльского до Раймунда Лулли
кого же рода. Что касается операций, которые позволяют с помощью правил привязать к
началам отдельные вещи, то они предполагают наличие логических и метафизических
понятий; их Луллий относит, по всей видимости, к тому же плану и в той же степени считает
очевидными. В диалоге, где автор без особого труда убеждает какого-то исключительно
послушного Сократа, греческий философ соглашается принять—как естественные и
очевидные — ряд высказываний, из которых немедленно следует доказательство троичности
Бога. Луллий рассматривает как правило изобретательства тот факт, что человеческий
интеллект может возвыситься над данными органов чувств и даже исправить их. Он требует
от Сократа признать также, что разум может с Божьей помощью критиковать сам себя и
порой распознать в себе реальность божественного действия, результаты которого разум
чувствует достаточно хорошо, чтобы быть в состоянии его
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|