|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 367
1277 г., то это — дата, когда в христианской среде стало возможным зарождение
современных космогонии.
Каково бы ни было ее происхождение, эта свобода выдвижения гипотез в области науки
стала весьма ценным приобретением, и Ричард из Мидлтауна несомненно стал одним из
первых ученых, которые им воспользовались, причем не только в космологии — как мы
только что видели, — но также в кинетике. П. Дюэм воздает ему должное за то, что, в
противоположность Фемистию и Аристотелю, он утверждал: скорость падения тела зависит
не только от расстояния до центра мира, но также от времени и пройденного телом пути.
Другие наблюдения Ричарда, как, например, введение момента покоя между подъемом
брошенного в воздух метательного снаряда и началом его падения, были не раз повторены
после него. Таким образом, мы присутствуем при зарождении новых интеллектуальных
интересов; одним из самых первых его свидетелей и самых ярких представителей был
Ричард из Мидлтауна. Что касается собственно философии, то лучший ее историк точно
охарактеризовал его такими словами: «Ричард завершил эпоху. Последний представитель
серафической школы [св. Бонавентуры], он осторожно попытался осуществить новый синтез,
в котором великие бонавентуровские тезисы, углубленные и усовершенствованные,
интегрировались бы с тем, что представлялось ему самым ценным в аристотелизме и
теологии св. Фомы. Эта попытка не получила дальнейшего развития».
Тем не менее и некоторые другие ученые ступили в ту эпоху на пути, сходные с путем
Ричарда, по меньшей мере в философии, и каждый по-своему свидетельствовал о том, что
Францисканский орден пытается освободиться от августинианского комплекса. Творчество
английского магистра Уильяма из Уэре слишком мало изучено, чтобы вынести о нем
обоснованное общее суждение. Современник Ричарда из Мидлтауна (считается, что он умер
после 1300 г.), Уильям из
349
2. От Александра Гэльского до Раймунда Лулли
уэре в своем неизданном «Комментарии к Сентенциям» отказывается от августиновского
толкования божественного просветления, опираясь, как и св. Фома Аквинский, на принцип,
согласно которому душа должна быть наделена способностями, необходимыми для
осуществления ее естественной функции — интеллектуального познания. Традиционный
августинизм не мог устоять перед подобной идеей, не отказавшись от других, с которыми
она была неразрывно связана. В самом деле, Уильям из Уэре отрицает гилеморфическое
строение духовных субстанций и поддерживает учение о единстве формы. В то же время он
столь же решительно, как Гильом Оверньский, отождествляет способности души с ее
сущностью и доходит до утверждения, что «virtutes sunt ipsa essentia et distinguuntur inter se
sicut attributa divina»*. Подобное отождествление как бы побуждает подчеркнуть
неизбежность взаимодействия между принципиально едиными способностями. Уильям
также учит — и здесь он пребывает в согласии с Августином, — что вид может запечатлеться
в памяти или интеллекте только при реальной помощи воли, которая их объединяет.
Поэтому неудивительно, что в своей общей классификации видов деятельности души он
ставит то, что называет «спекулятивной волей», выше спекулятивного интеллекта, а
практическую волю — выше практического интеллекта. Он опирается на волюнтаризм,
чтобы обосновать традицию, которая появится только в конце XIV века; в связи с этим
Уильяма из Уэре можно назвать учителем Дунса Скота. Этот
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|