|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 366
то связанного с чистой возможностью материи избавляет его от необходимости соглашаться
с существованием «семенного разума»; вместе с тем он поддерживает мысль о
множественности форм: она возможна в субстанциях, низших по отношению к человеку,
очевидна в человеческом составе и обнаруживает в нераздельности самой сущности
основание, достаточное для своей индивидуации. Несомненно, многозначность терминов
«материя» и «principmm pure possibile»*** у Ричарда можно связать с тем понятием материи,
которое развивал Гебироль.
В этой столь примирительной доктрине ничто не предвещает новаторства в области физики.
Однако история науки (П. Дюэм) указывает на то, что Ричард был в ней новатором. Порывая
с традиционным понятием конечной Вселенной, он поддерживает идею о возможности
такой Вселенной, которая не является ни реально бесконечной, ни реально делящейся до
бесконечности, но способной расти или делиться за пределы любых конкретно заданных
границ: «Бог может произвести величину или размерность, растущую бесконечно, при
условии, что в каждый момент времени уже реализованная величина будет конечной; точно
так же Бог может бесконечно делить содержимое на части, величина которых в конце концов
окажется меньше любого предела, при условии, что в каждый конкретный момент времени
не существует бесконечного числа реально разделенных частей» (Э. Оседез). Это —
неожиданный результат осуждения арабского перипатетизма**** в 1277 г., причем подобные
примеры мы еще обнаружим и в области философии, и в области науки. Воспринятое как
протест против греческого нецес-ситаризма, это осуждение приведет значительное число
теологов к утверждению, что по причине всемогущества христианского Бога можно считать
возможными философские и научные положения, традиционно считавшиеся
невозможными на основании сущности вещей. Допуская постановку новых мыслительных
экспериментов, теологи
348 Глава VIII. Философия в XIII веке
ческое понятие бесконечно могущественного Бога освободило умы от узких рамок, в которые
заключила Вселенную греческая мысль. Среди многочисленных гипотез, сформулированных
на основании этого принципа, есть такие, которые совпадут с гипотезами, впоследствии
доказанными западной наукой — иногда по другим причинам и всегда другими методами.
Таким образом, христианская теология облегчила — даже в науке — открытие новых
перспектив. Ободренный осуждением Этьеном Тампье положения «quod prima causa поп
posset plures mundos facere»*, Ричард утверждает, что множественность миров возможна.
Под влиянием того же вероучительного акта он говорит, что Бог мог бы допустить на
последнем небе, традиционно считающемся неподвижным, некое переходное движение и
что этого нельзя отрицать под предлогом, будто такое движение породит пустоту,
существование которой, как известно, считалось тогда невозможным. Пустота, возражает
Ричард, уничтожила бы расстояние между двумя телами, уничтожая среду, которая их
разделяет, но оттого эти тела не перестали бы быть разделенными. Показав, что подобные
идеи вновь появились в парижской схоластике XIV века, П. Дюэм считает возможным
заключить: «Если нам требуется указать дату зарождения Современной науки, то мы,
безусловно, назовем 1277 г., когда епископ Парижа торжественно заявил, что могут
существовать несколько миров и что множество небесных сфер может вне всякого
противоречия быть оживлено прямолинейным движением». Это следует принять во
внимание, но не будем забывать, что епископ Парижа был озабочен не наукой: он просто
заявил, что во имя сущностных необходимостей, показательных для древнегреческой
картины мира, которая тогда считалась реальной, нельзя запретить Богу сотворить один мир
или несколько миров различной структуры, — и заявил это во имя Божьего всемогущества,
как теолог. Если современная наука и не зародилась в
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|