|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 362
если в действительности Оливине был первым, кто поддержал это положение, которое в
1271 г. доминиканец Роберт Килвордби (Kilwardby) высказал относительно небесных тел
(причем не называя его новым), данного факта достаточно, чтобы побудить нас не связывать
истоки современной науки исключительно с номинализмом XIV в. В области психологии
Оливи столкнулся с трудностями в связи со своим отказом — кстати, вполне
соответствующим августинизму, — принять положение о том, что низшее может
воздействовать на высшее, например чувства на интеллект. Чтобы объяснить, как ощущения
могут тем не менее способствовать формированию понятия, он напоминает об общей
собранности (colligantia) способностей души. Мы отмечали, что, согласно Оливи, душа
складывается из нескольких иерархически упорядоченных форм (растительной,
чувствующей, разумной), связанных общим
Глава VIII. Философия в XIII веке
344
отношением к одной и той же духовной материи. Поскольку материя способностей души —
одна и та же для всех из них, действие одной из способностей движет, так сказать, эту общую
материю, а колебание последней передается другим способностям, которые воспринимают
его. Таким образом, нет прямого и непосредственного воздействия одной способности на
другую, а есть только косвенное и опосредованное воздействие, возникающее вследствие
природного солидарного характера форм, объединенных в общей материи. Это положение,
как, впрочем, и несколько других идей Оливи, обнаруживается в до сих пор не изданных
«Комментариях к Сентенциям» одного францисканца, недавно извлеченного из полного
забвения, в котором он пребывал несколько столетий, — Петра из Треба.
Из его собственных объяснений мы знаем, что это имя обозначает францисканца, который
много лет (multis annis) преподавал в своем ордене. Черты, объединяющие его с Оливи,
заставляют считать его францисканцем, уроженцем Треба в диоцезе База*. Поэтому он и
называет себя Петром из Треба. Тот факт, что он рассказывает о своем наблюдении кометы в
1264 г., а также влияние, оказанное на него Оливи, позволяют отнести его творчество к
последней трети XIII века. Если иногда можно сомневаться относительно подлинных
намерений Оливи, то в отношении намерений его ученика не возникает никаких сомнений.
Петр из Треба решительно отрицает, что Бог есть свет, просвещающий интеллект во всяком
познании, даже если понимать его просто как определяющую причину: «поп ut species
informans, sedut lux determinans, sicut lux corporalis ratio videndi in visione corporali»**. Он сам
признается, что когда-то придерживался этой доктрины, но тут же добавляет, что позднее
она оказалась для него неприемлемой и непостижимой для ума, так как из нее следует, что
всякое мыслящее существо естественным образом видит сущность Бога: «Sequitur enim ex
positione ista, quod divina lux quae non est
aliud quam divina essentia, naturaliter ab omni intelligente aliquo modo videatur»***. Таким
образом, здесь Петр из Треба отходит от учения св. Августина и от августинистов своего
Ордена гораздо решительнее, чем это делал Оливи. С некоторыми нюансами он принимает
учение о единстве души и тела, которое осудит Венский собор, поддерживает тезис о
гилеморфическом строении разумной души и отрицает, что последняя имеет форму тела.
Растительная и чувствующая души — они одни выполняют следующую функцию: «Licet
anima intellectiva sit ultima perfectio hominis, non tamen secundum earn informat anima corpus,
tribuens ei et communicans actum ejus. Ideo intellectiva manet libera, quia non est essentialiter et
per se materiae corporali alligata ut forma et actus»* * * *. Если к этому добавить, что Петр из
Треба принимал предложенную Оливи теорию «colligantia»
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|