|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 359
2. От Александра Гэльского до Раймунда Лулли
подлинно августиновским. Напротив, «семенной разум» и божественное просветление
можно с полным правом возвести к Августину, приняв во внимание психологию и
эпистемологию, которые предполагает доктрина божественного просветления. И можно
сказать, что «старая францисканская школа», как ее часто называют, будет жива даже в том
случае, если — по крайней мере временно — не окажется ни одного человека, который бы
поддерживал ее идеи.
В XIII веке представители этого августи-нианского комплекса встречаются почти повсюду —
в Париже, в Оксфорде, в Италии. Тогда университетские общины тесно общались между
собой, так как, переходя из одной в другую, человек не выходил за пределы христианского
мира. Эти августинцы принадлежали ко всем религиозным орденам, однако большинство из
них были «меньшими братьями», и к изучению именно этой группы мы сейчас приступим.
Некоторые имена ее членов пока являются для нас лишь символами представляющих
интерес произведений, большей частью не изданных и вследствие этого малоизвестных; их
смысл когда-нибудь, возможно, будет истолкован иначе, нежели сегодня. Но мы не ждем
такого сюрприза там, где речь идет о Евстахии из Арраса (ум. в 1291), знаменитом
францисканском проповеднике, авторе вопросов для широкого обсуждения (quaestiones
quodlibetales) и комментариев к «Никомахо-вой этике» и «Сентенциям». В самом деле, в
опубликованных текстах этот ученик св. Бонавентуры предстает перед нами решительным
сторонником учения о божественном просветлении. Чтобы объяснить процесс познания
человеком внешних тел, он допускает, что их субстанциальная форма может быть
воспринята интеллектом посредством чувств. Это заставляет предположить, что, несмотря
на аристотелевскую терминологию, субстанциальные формы, о которых он говорит, почти
не отличаются от форм в понимании св. Августина. Другой ученик св. Бонавентуры, Готье из
Брюгге (ум. в 1307),
оставил практически не изданный «Комментарий к Сентенциям» и имеющие важное
значение «Дискуссионные вопросы» (опубликованные в 1928 г. Э. Лонгпре), которые
свидетельствуют о его верности принципам св. Августина. Он сам заявил, что больше
доверяет Августину и Ансельму, нежели Философу*, и в этом можно убедиться даже по тому
небольшому количеству текстов, которым мы располагаем. Гилеморфическое строение
духовных субстанций (душ и ангелов), непосредственное познание душою самой себя, учение
о божественном просветлении, очевидность существования Бога — вот скольким тезисам
Бонавентуры учил Готье в Париже примерно в 1267—1269 гг., и все они восходят к
августинизму.
Большинство произведений Матвея из Акваспарты (ок. 1240—1302), выдающегося
итальянского ученика св. Бонавентуры, также не издано, однако опубликованы их некоторые
важные фрагменты, и его творчество изучено лучше, чем творчество Готье из Брюгге. Его
«Комментарии к Сентенциям» (к настоящему времени издана их очень малая часть) и уже
опубликованные «Вопросы для обсуждения» («Quaestiones») показывают, что он был
целиком занят защитой и дальнейшей разработкой доктрины св. Бонавентуры с учетом
возражений, которые она вызвала, и состояния вопроса в то время, когда работал Матвей.
Это был ясный и светлый ум, обладавший литературным дарованием, благодаря чему его
произведения представляют собой исключительно ценный комментарий к доктрине его
учителя. В ходе проводимого им тщательного детального анализа философская подоплека
вопросов проявляется более четко, чем даже у самого
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|