|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 356
Бонавентура постоянно напоминает, что мы не постигаем вечных причин, или идей, в том
виде, в каком они пребывают в Боге, а замечаем лишь их отражение, причем смутно: мы
видим в них лишь то, что может видеть тварь, «cum propria ratione creata»*. Но, с другой
стороны, очевидно, что вечные причины, или божественные идеи, — это непосредственно
действующее правило нашего познания. Не посредством вечных причин, но в вечных
причинах мы видим истину. Св. Бонавентура, опираясь на учение св. Августина,
категорически настаивает на этом и отвергает смягчение указанной формулировки. В этом
пункте его мысль настолько тверда и убежденность настолько сильна, что он приходит к
крайним выводам, которые можно извлечь из этой позиции. Если всякое истинное знание
предполагает, что мы постигаем вечные причины, и если мы постигаем их весьма смутно, то
не следует ли из этого, что мы в этом мире не обладаем полностью обоснованным знанием?
Это безусловно так, отвечает св. Бонавентура, и с этим необходимо согласиться. Здесь у нас
есть надежные и ясные познания, потому что тварные начала, которые Бог поместил в нас и
посредством которых мы познаём вещи, предстают нам ясными и без всяких покровов. Но
это надежное и ясное знание неполно: всегда не хватает последнего основания, ибо, если
начала познания ясны, то вечные идеи, действие которых управляет нашим интеллектом,
подчиняя его этим началам, ускользают из нашего поля зрения — а ведь именно они
придают ценность началам. Если сказать, что в земной жизни мы ничего не познаём
полностью, то в этом не будет большой несообразности: («si diceretur quod nihil in hac vita
scitur plenarie, non esset magnum inconveniens»).
Откуда происходит эта двойственность человеческого познания? Дело в том, что человек
оказался в промежуточном положении, причем несомненно, что он бесконечно ближе к
вещам, чем к Богу, однако он все-таки находится между Богом и вещами. Истину можно
считать пребывающей в Боге, в нашей душе или в материи, но если мы будем считать ее
пребывающей в нашей душе, то увидим, что она имеет отношение к истине в Боге так же, как
к истине в материи. Середина располагается между двумя крайностями, и душа своей
высшей частью обращается к Богу, а низшей — к вещам. От того, что ниже ее, она получает
относительную достоверность, от того, что выше — абсолютную: «ita quod ab inferiori recipit
certitudinem secundum quid, a superiori vero recipit certitudinem simpliciter»**. Забывать об
одном из двух аспектов человеческой природы означает пренебрегать либо Аристотелем,
либо Платоном.
Так как для того, чтобы подняться к Богу, мы опирались на творение, мы тотчас достигли Его
как Творца. Теперь проблема заключается в том, чтобы узнать, вечен ли мир или он имеет
начало во времени. Аристотель и Аверроэс полагают, что Вселенная вечна как
развертывающееся движение. Св. Фома будет полагать, что аргументы в пользу веч
339
2. От Александра Гэльского до Раймунда Лулли
яости мира не являются решающими, но что нет и решающих аргументов в пользу
сотворения мира во времени; поэтому творение во времени может считаться истиной только
благодаря свидетельству Откровения. Св. Бонавентура придерживается в этом отношении
самых строгих взглядов, которые когда-либо существовали в христианской традиции, и
отказывается делать даже малейшие уступки Аристотелю. Он считает вполне доказанным,
что допущение существования мира в вечности приводит к противоречиям. Если бы
Вселенная продолжала существовать после уже прошедшего бесконечного времени, то
нужно было бы допустить, что бесконечность может увеличиваться,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|