|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 354
не следует слишком доверять слову и перу, а следует полностью довериться Божьему дару,
то есть Святому Духу. Так что оставим все эти высокие сферы и зададимс
вопросом о концепции человеческой души и человеческого познания, которая вытекает из
рассмотренных доказательств существования Бога.
Душа сущностно едина, но ее способности, или возможности, различаются в зависимости от
природы объектов, на которые она направлена. Впрочем, душа может это делать, потому что
одновременно является завершенной в себе, умопостигаемой субстанцией — до такой
степени, что может жить после смерти тела, — и формой организованного тела, которое она
оживляет. Оживляя тело, душа выполняет свои сенситивные функции в органах чувств.
Чувственное познание прежде всего предполагает воздействие некоего внешнего объекта,
воспринимаемое сенсорным органом. Кроме того — и здесь Бонавентура, как
представляется, уступает Аристотелю немного пространства, которое занимал Августин, —
сама душа духовно воспринимает это воздействие, поскольку именно она оживляет тело, но
тотчас реагирует, вынося суждение относительно воздействия, которое только что испытала,
и это суждение как раз и является чувственным познанием****. По-видимому, Бонавентура
хочет согласовать аристотелевское учение об ощущении, понимаемом как страдание
человеческого целого, с теорией Августина и Плотина, где ощущение рассматривается как
действие души.
Чувственные образы суть данные, из которых интеллект путем абстрагирования выделяет
сверхчувственное знание. Абстрагирование представляет собой действие возможного
интеллекта, который, обращаясь к этим образам, осуществляет операции, необходимые для
того, чтобы из этих частных данных сохранить только их общий и универсальный компонент.
Пожалуй, св. Бонавентура придерживается чисто психологического взгляда на
абстрагирование и понимает его как рассмотрение, сортировку и перегруппировку
чувственных данных разумом. Возможный интеллект не является для него чистой
возможностью — это означало
337
2. От Александра Гэльского до Раймунда Лулли
бы путать его с материей; он есть активная способность интеллекта, которая вырабатывает
умопостигаемые понятия и аккумулирует их в нем. Его называют «возможным», так как сам
по себе он недостаточен для этой задачи. Каждая человеческая душа обладает, помимо
возможного интеллекта, своим собственным действующим интеллектом, функция которого
— просвещать возможный интеллект и делать его способным осуществлять абстрагирование.
Заметим кстати, что как возможный интеллект полностью не лишен актуальности, так и
действующий интеллект не лишен некоторой потенциальности. Если бы он был чистым
актом, он был бы отдельной действующей интеллигенцией, подобной той, о которой
говорил Авиценна; Бонавентура хорошо знал об этом, но он ни в коем случае не хотел
принимать это понятие. В сущности, действующий интеллект и возможный интеллект суть
две различные функции одной и той же души, предназначенные для усвоения
сверхчувственного, которое содержится в чувственно воспринимаемом.
Впрочем, это стремление к абстрагированию не всегда необходимо: оно неизбежно лишь в
том случае, когда наша мысль обращает свое «низшее лицо» к телам, чтобы извлечь из них
знание, а не когда она обращает свое «высшее лицо» к умопостигаемому, чтобы извлечь из
него мудрость. В самом деле, обращение к чувственному познанию
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|