|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 353
и был основан на полном осознании условий,
которые он предполагает, именно в учении
«серафического доктора»****. В самом деле, здесь
больше не говорится о присутствии Бога в силу того,
что мы Его познаем, напротив, мы познаем Бога,
ибо Он уже присутствует: «Deus praesentissimus est
ipsi animae et eo ipso cognoscibilis»*****. Если знание,
которое мы имеем о Боге, основано на его
присутствии, то само собой разумеется,
Часть 20.
Глава VIII. Философия в XIII веке 336
что идея Бога, которой мы обладаем, предполагает Его существование. Предполагает именно
потому, что невозможность думать, что Бога нет, непосредственно вытекает из внутренней
необходимости Его существования: «tanta est veritas divini esse, quod cum assensu non potest
cogitari non esse»*. Необходимость Бога, постоянно просвещающая наши души, делает
невозможным полагать, что Бога нет, и разделять это последнее утверждение, не впадая в
противоречия. Когда осознаешь этот факт, то видишь, что само понятие Бога предполагает
его существование. Ибо сказать, что Он — чистое и простое, неизменное и необходимое
бытие, это то же самое, что сказать, что Бог есть Бог, или сказать, что Бог существует: «si Deus
est Deus, Deus est»**.
Само собой разумеется, что св. Бонавентура не дает нам четко определенной идеи и ясного
понятия сущности Бога. Утверждение существования Бога, неотъемлемо присущее нашему
мышлению и глубоко запечатленное в нем («veritas Dei impressa menti humanae et
inseparabilis ab ipsa»)***, ни в коем случае не является пониманием сущности Бога. Св.
Бонавентура знал о весьма обоснованных возражениях, которые в то самое время выдвигал
св. Фома Аквинский против онтологического аргумента, но он оспаривал их значимость. Гуго
Сен-Викторский уже сказал, что Бог умерил наше знание о Нем таким образом, что мы
никогда не сможем ни узнать о том, что Он есть, ни усомниться в его существовании. Св.
Бонавентура принимал такую формулировку, поддерживая традицию также и в этом
отношении.
Мы могли бы перешагнуть через второй этап пути души к Богу и поискать невыразимых
радостей Божьего присутствия в мистике, но, выходя за пределы выразимого, мы, вероятно,
вышли бы и за пределы философии. Здесь, по словам самого св. Бонавентуры,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|