|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 349
его психологии проявление того глубокого влияния, которое, начиная с первой половины
XIII века, оказывал Аристотель даже на учителей-францисканцев. Но вскоре учение св.
Бонавентуры вернет немало умов — особенно в его Ордене — к принципам св. Августина.
Св. Бонавентура (Джованни из Фиданцы) родился в селении Баньореджио близ Витер-бо в
1221 г. и вступил в Орден меньших братьев*, по-видимому, в 1238 г. Он приехал в Париж
прослушать курс Александра Гэльского, которого позднее назовет своим духовным отцом и
учителем, а в 1248 г. получит степень лиценциата. С 1248 по 1255 г. он преподает в
Парижском университете и занимает там кафедру, предназначенную — после Александра
Гэльского — для францисканцев. В 1255 г. смута, вызванная в преподавании ссорами между
магистрами университета и духовенством, вынуждает его прервать чтение лекций. Несмотря
на ожесточенную борьбу, которую вел Гильом из Сент-Амура** с целью запретить
нищенствующим орденам преподавание в Парижском университете, папа подтверждает
право доминиканцев и францисканцев занимать там кафедры, а 23 октября 1256 г. поименно
назначает на них братьев Фому Аквинского из Ордена доминиканцев и Бонавентуру из
Ордена миноритов. Однако университет отложил присвоение им докторской степени и
включение их в число магистров до октября 1257 г. Св. Фома Аквинский и св. Бонавентура
получили свои степени в один и тот же день, но «меньший брат» к тому времени уже был
назначен Генералом своего Ордена и вскоре навсегда оставил преподавание. Св. Бонавентура
умер в день завершения Лионского собора — 15 июня 1274 г.
Тот, кто хочет изучить и понять творчество св. Бонавентуры, должен прежде всего
рассмотреть его само по себе, а не видеть в нем, как это иногда происходит, более или менее
удачный эскиз того, что в то же самое время делал св. Фома. Для учения св. Бонавентуры
характерен его неповторимый дух, который сознательно избранными путями движется к
совершенно определенной цели. Эта цель — любовь к Богу; пути, которые
333
2. От Александра Гэльского до Раймунда Лулли
ведут нас к ней, — это пути теологии. Философия должна помочь осуществлению нашего
замысла; так что, идя по следам своих предшественников, охотно принимая доктрины
учителей и в особенности своего отца и учителя блаженной памяти брата Александра
Гэльского, Бонавентура без колебаний заимствует из новых доктрин то, что позволит ему
восполнить старые: «Non enim intendo novas opiniones adversare, sed communes et approbatas
retexere»*. Таков животворный дух его главного произведения — «Комментария к
Сентенциям», равно как его многочисленных трактатов и небольших сочинений (opuscula), в
частности «Путеводителя души к Богу» («Itinerarium mentis in Deum»)**, в которых учение
Бонавентуры получило свое развитие.
Человеческая душа создана для того, чтобы однажды ощутить бесконечное блого, которое
есть Бог, чтобы успокоиться в Нем и наслаждаться этим покоем. Об этом высшем объекте, к
которому она устремляется, душа уже в этом мире обладает несовершенным, но весьма
твердым знанием, которое есть вера. Никакое другое знание не приносит нам столь же
глубокой и столь же непоколебимой уверенности, как это. Философ меньше уверен в том,
что он знает, чем верующий в том, во что он верует. Одновременно именно вера в истину
Откровения является источником философского умозрения. В самом деле, в том, с чем
соглашается разум, нет места вере; но чаще всего происходит так, что вера направлена на
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|