|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 348
чина, движение, покой, количество и т. д. Общее чувство, которое Авиценна называет «sensus
formalis», есть внутреннее чувство. Чтобы выделить из его отдельных или обобщенных
образов абстрактные понятия, необходимо воспользоваться интеллектуальной способностью
(«virtus intellectiva»), которая не связана с каким-либо отдельным органом, но вся целиком
присутствует во всем теле: «est in toto corpore tota». Абстрагирование заключается не в
реальном разделении объекта на составные элементы, а в отдельном рассмотрении
последних благодаря оценке («aestimatio»), которая отличает одни элементы от других,
группируя их по сходству и устраняя различия, но не отделяя полностью от чувственно
воспринимаемого: «Напротив, интеллектуальная способность постигает телесную форму,
очищает ее от движения, от всех материальных свойств и даже от ее своеобразия и постигает
ее как таковую — открытую, простую и универсальную. В самом деле, если бы она не была
подобным образом очищена умом, она не могла бы быть познана как предицируемая общая
форма всех индивидов. Итак, в порядке абстрагирования формы тела нужно различать
следующие степени: первая — в чувстве, вторая — в воображении, третья — в оценке
(aestimatio), четвертая — в уме».
Несмотря на влияние трактата «De spiritu et anima» и вопреки авиценновским мотивам эта
психология довольно полно отображает те стороны учения Аристотеля, которые
впоследствии стали общепринятыми. Но помимо этого Иоанн из Ла-Рошели стремится
согласовать греко-арабское учение о действующем интеллекте с учением Августина о
божественном озарении. В самом интеллекте он, следуя Аристотелю, различает возможный
интеллект, который по отношению ко всему умопостигаемому является словно дощечкой, на
которой еще ничего не написано, и действующий интеллект, присутствующий в нашей душе
как умопостигаемые свет самого Бога и всегда находящийся в действии. Таким образом,
аристотелизм одер
Глава VIII. Философия в XIII веке
332
жал здесь решающую победу, поскольку, подобно Альберту Великому и св. Фоме Ак-
винскому и в противоположность Гильому Оверньскому, Иоанн из Ла-Рошели относит к
каждой человеческой душе, взятой в отдельности, действующий интеллект, свойственный
именно ей и словно являющийся знаком, который Бог оставил на своем творении. Он прямо
говорит, что этот интеллект есть высшая способность души: «intellectus agens, id est vis
animae suprema»; для познания объектов, находящихся вне нас, мы не нуждаемся ни в чем
другом: ни в способностях или действиях нашей души, ни даже в первопринципах, или
первоначалах естественного познания. С этого момента основания аристотелевско-
томистской теории познания были уже заложены, по крайней мере в самых существенных
своих очертаниях. Если Иоанн из Ла-Рошели, как представляется, допускает один или
несколько отдельных действующих интеллектов, то в этом следует видеть лишь стремление
отыскать приемлемый для христианина способ изложения учения, которое изначально не
является христианским. В самом деле, отдельным действующим интеллектом можно назвать
всякую духовную субстанцию, отличную от души, высшую по отношению к ней и способную
воздействовать на нее, чтобы извне и даром передать ей знания, которых она не может
достичь посредством естественного света своего собственного действующего интеллекта. В
этом смысле ангелы и Бог тоже могут рассматриваться как отдельные действующие
Интеллекты: ангелы наставляют человека в том, что касается ангелов, Бог — в
сверхприродных истинах, таких, как Троица, которые относятся исключительно к Богу. Это
расширение словаря ничего не меняет в существе доктрины. Если добавить, что Иоанн из Ла-
Рошели отбрасывает тезис Гебироля о сочетании в человеческой душе и в ангелах материи и
формы, то мы несомненно увидим в
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|