|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 347
«Комментария к Сентенциям», но он не знает, кто мог ее составить. Насколько нам известно,
это сочинение содержит фрагменты, заимствованные у Иоанна из Ла-Рошели, св.
Бонавентуры, Гильома из Мелитона и других авторов. Так что, изучая идеи Александра,
очень трудно опираться на подобный текст; возможно, именно учение св. Бонавентуры
поможет составить о них более правильное представление, так как он прямо заявляет, что во
всем следовал взглядам своего духовника и учителя. В некоторых отношениях это весьма
убедительно. Если начало «Суммы» является собственным сочинением Александра, где, как
представляется, отражено его учение, то здесь мы видим учителя, закладывающего
основания, которые ученики должны лишь развивать. Насколько можно судить, в теологии
Александр вдохновлялся идеями Августина в той форме, в которой они представлены у
викторин-цев, но ему нужно было воспользоваться этими принципами для разрешения ряда
проблем, обнаружившихся после нового открытия Аристотеля. Если отдельные детали
мысли Александра ускользают от нас, мы можем, не слишком рискуя впасть в заблуждение,
допустить, что он дал первый импульс группе францисканских теологов, творчество которых
должно было ассимилировать новое философское знание с помощью принципов,
сформулированных св. Августином.
Преемник Александра на францисканской кафедре теологии Парижского университета,
Иоанн из Ла-Рошели преподавал недолго: он умер 8 февраля 1245 г., за несколько месяцев до
кончины самого Александра. Помимо чисто теологических произведений, таких как «Сумма
о добродетелях» («Summa de virtutibus»), «Сумма о пороках» («Summa
331
2. От Александра Гэльского до Раймунда Лулли
de vitus»), «Сумма о членах Символа веры» («Summa de articulis fidei») — он оставил трактат
«Сумма о душе» («Summa de anima»), который показывает, что Иоанн обладал очень живым
и развитым философским интеллектом. Кстати, в одной из проповедей он сам намекает на
враждебность тех, кто пытался тогда задушить философские исследования, и без обиняков
относит эту враждебность к воздействию Сатаны, не желающего, чтобы христиане были
образованными людьми. Вслед за Авиценной он считает разумную душу простой
субстанцией, способной животворить тело и выполнять в нем целый ряд действий. В
отличие от Гильома Оверньского, который подчеркивал тождество сущности души и ее
способностей, Иоанн из Ла-Рошели вводит специфическое различение способностей. Чтобы
распознать их, достаточно исходить из различия их объектов, обратиться к различению их
действий, а от них — к самим способностям. В своей классификации способностей он почти
точно следует классификации, данной в авгус-тиновском апокрифе «О духе и душе» («De
spiritu et anima»), и помещает их выше ума, который познает сотворенное умопостигаемое
(ангелов, души), а также интеллигенцию (intelligentia), которая познает истину и неизменное
блого, то есть Бога. Так образуется восходящий ряд способностей: чувство воспринимает
тело, воображение-подобия тел, разум — природу тел, ум — сотворенные духи,
интеллигенция — нетварный Дух. Ощущения явлются результатом воздействия тел на
органы чувств посредством физических сред: прозрачности — для зрения, воздуха — для
слуха, испарений, исходящих от предметов, — для обоняния, слюны — для вкуса, кожи —
для осязания. Данные этих отдельных органов чувств концентрируются с помощью «общего
чувства»; согласно Иоанну из Ла-Рошели, его функция — сохранение и комбинирование
ощущений с целью формирования «чувственно воспринимаемого общего» (то есть общего
для нескольких органов чувств), таких, как вели
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|