|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 345
«Предисловии», что нередко сообщает противоречивые сведения, но, поскольку они
сопровождаются аргументами, читатель сам сможет сделать выбор. Предмет сочинения
весьма разнообразен, в нем нет недостатка в разного рода отступлениях, о которых, впрочем,
сообщается заранее. С другой стороны, это хорошо сконструированный труд. Он начинается
с проблемы ощущения, затем последовательно обсуждаются вопросы, относящиеся к
потенциальному и действующему интеллекту, к материи («Quarta pars quae totaliter est
digressio»***), далее изучаются связь интеллекта с телом, множественность интеллектов,
проблема идей, структура человеческого тела, его зарождение,
329
1. От Гилъома Оверньского до Генриха Гентского
действия души и отношение интеллекта к разнообразному умопостигаемому,
бодрствование, сон и сновидения, метеоры, естественные и демонические явления, время,
движение вместе с вызывающими его небесными телами и, наконец, Первоначало, от
которого оно зависит. Произведение написано свободным стилем, чуждым школярской
рутине, но автор обнаруживает в нем научную и философскую эрудицию столь же зрелую,
сколь и обширную. Он обращается в основном к «Тимею» и «Федону» Платона, к Халкидию,
Проклу и Гермесу Трисмегисту, к Аристотелю, которого он комментирует, пользуясь
трудами Иоанна Филопона, аль-Фараби, Авиценны, Альхазена и Аверроэса. Хотя пока еще
невозможно судить обо всем комплексе идей Бате, уже кажется несомненным, что, желая
согласовать Платона и Аристотеля, он обычно жертвует последним. Таким образом, Бате
встает на сторону августинианского учения о воспринимаемом ощущении как о воздействии
души на нее самое. А поскольку он, по всей вероятности, допускает, что возражения
Аристотеля против идей на самом деле не опровергают подлинное учение Платона, то
можно ожидать, что, когда его произведение будет издано целиком, оно представит собой
синтез скорее всего в платоновском духе; но этот синтез охватит всю аристотелевскую,
арабскую и еврейскую науку, известную в ту эпоху.
ЛИТЕРАТУРА
Гильом Оверньский: Opera omnia. Paris, 1674, vol. 1—2; Valois Noel. Guillaume d'Auvergne, sa
vie et ses ouvrages. P., 1880; Masnovo A. Da Guglielmo d'Auvergne a San Tommaso d'Aquino.
Milano, 1930—1945, vol. 1—3 (лучший вводный материал); BaumgartnerM. Die Erkenntnislehre
des Wilhelm von Auvergne. Munster, 1895; Kramp J. Des Wilhelm von Auvergne Magisterium
Divinale // Gregorianum, 1920, p. 538—584; 1921, p. 42—78, 174—
187.
Адам Пульхре Мульерис: «Memoriale rerum difficilium» опубликованы под заглавием «De
intelligentiis» в: Baeumker Cl. Witelo, ein Philosoph und Naturforscher des XIII Jahrhundert.
Munster, 1908; idem. Zur Frage nach Abfassungszeit und Verfasser des irrttimlich Witelo
zugeschrieben Liber de Intelligentiis // Miscellanea Francesco Ehrle, Roma, 1924, p. 87—202.
Бартоломео Болонский: Squadrani I. Tractatus de luce Fr. Bartholomaei de Bononia //
Antonianum, 1932, p. 201—238, 337—376, 465-94; Longpre Eph. Bartolommeo di Bologna // Studi
Francescani, 1923, p. 365—384.
Генрих Гентский: Quodlibeta. Paris, 1518, vol. 1—2; Venezia, 1608,2e ed. 1613; Summa theologica.
Paris, 1520, vol. 1—2; Ferrare, 1646. Лучшее введение в изучение творчества Генриха Гентского:
Paulus J. Henri de Gand. Essai sur les tendances de sa metaphysique. P.,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|