|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 344
доходит до того, что полагает двигательную функцию объекта как двигательную функцию
действующей причины: «Objection
Глава VIII. Философия в XIII веке
328
effective movet voluntatem»*. Остается спасти свободу воли. Годфруа рассчитывает достичь
этого, напомнив, что первый объект воли — неопределенное блого. Поскольку никакой
отдельный объект не является абсолютным благом, разум никогда не вырабатывает строгого
суждения относительно объекта, и эта глубинная неопределенность разума по отношению к
последнему объекту устремлений человека приводит к крайней неопределенности
человеческих поступков. Здесь мы видим противоположность той спонтанности стремлений,
о которой будет учить Дуне Скот; впрочем, Годфруа из Фон-тене — один из его
достойнейших противников.
Вероятно, есть возможность показать, каким образом и посредством каких искажений
томизма, поначалу едва заметных, Годфруа пришел к утверждениям, которых не найти у св.
Фомы Аквинского. Как бы то ни было, эти два учения отнюдь не тождественны, и этим
объясняется тот факт, что в первые десятилетия XIV века некоторые мыслители,
большинство из которых были учениками Годфруа, выдвигали и защищали тезисы, на
первый взгляд напоминавшие положения томизма, но на самом деле развивавшие весьма
отличное от него учение Годфруа.
Проведенные недавно исследования (Э. Оседез) пролили свет на творчество другого ученого-
мирянина-Петра Оверньского, который около 1296 г. преподавал теологию в Париже и умер
епископом Клермона в 1302 г. Автор трактата «Sophismata», многочисленных комментариев
к произведениям Аристотеля и «Quaestiones quodlibetales», он считался достаточно близким
к томизму (по меньшей мере в своих комментариях) для того, чтобы ему было поручено
завершение неоконченного комментария св. Фомы к трактату «О небе и мире» («De coelo et
mundo»); в то же время он несколько удалился от томизма в «Quaestiones quodlibetales». Не
исключено, что, когда его творчество будет лучше изучено, Петр из Оверньский займет более
значительное место в истории философии.
Когда подходило к концу XII столетие, беспристрастным и немного насмешливым
свидетелем его вероучительных разногласий стал Иоанн Солсберийский. В конце XIII
столетия таким свидетелем оказался Генрих Бате; он родился в 1246 г. в Мехелене** и умер в
1317 г. Поэт, музыкант, не чуравшийся даже танцев, человек веселого и доброго нрава, он
соблазнился изучением наук. Пожалуй, нельзя найти ни одной отрасли знаний, в которой он
не был бы знатоком. Как и Иоанн Солсберийский, Бате провел почти всю свою жизнь при
дворах князей, у которых работал секретарем. Это позволило ему удовлетворить склонность
к философии и наукам, оставаясь честным человеком, вне всяких школ и партий, которые,
естественно, дрались друг с другом. Сегодня мы знаем его главным образом по трактату
«Зерцало божественных и некоторых природных вещей» («Speculum divinorum et
quorumdam naturalium»), из которого пока опубликованы лишь две первые части; они
заставляют с нетерпением ожидать публикации еще двадцати одной части.
Составленная по просьбе утрехтского епископа Ги из Эно, эта компиляция не является
изложением ни некоторой системы, ни даже личных мыслей. Сам Бате заявляет в
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|