|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 343
1. От Гилъома Овернъского до Генриха Гентского
пенно также, что они в определенной мере противостоят друг другу вследствие разрыва
между двумя поколениями, произведенного актом осуждения 1277 г. Генрих Гентский и его
коллеги считали, что осудили просто определенное философское учение. Для многих из тех,
кто пришел после них, это доктринальное решение представлялось осуждением философии
— целиком и полностью. Что-то от этого было и в мыслях Этьена Тампье, равно как и в
мыслях ассистировавших ему магистров. Мы уже отмечали, что определенное недоверие к
философии никогда не покидало теологов, но ни Авиценна, ни Аверроэс не убедили их в
принципиальной неспособности естественного разума построить метафизику, спонтанно
согласующуюся с требованиями христианской веры; однако оказалось, что многие из их
последователей именно в этом вполне убедились.
После Генриха Гентского в XIII веке не обнаруживается какого-либо доктринально-го синтеза,
сравнимого с его синтезом по широте охвата, который был бы сделан теологом-мирянином.
Однако следует по крайней мере упомянуть комплекс «Quaestiones quodlibetales» Годфруа из
Фонтене (ум. 1303), философский уровень которых очень высок. Это был противник Генриха
Гентского, а в некоторых вопросах его ориентация совпадала с ориентацией св. Фомы
Аквинского, но он был вполне способен принимать свои независимые решения. Так,
Годфруа не соглашался с реальным различием сущности и существования и, как следствие, с
реальностью их сочетания. Его критика прямо касалась Фомы Аквинского, поскольку была
направлена против неоднократно утверждаемого св. Фомой принципа, что «esse» есть
действие формы. С другой стороны, он верно интерпретировал томистское различение
сущности и существования, так же, как это делал — что мы увидим в дальнейшем — Эгидий
Римский. Для него говорить о реальном различии означает говорить, что есть различие
между двумя вещами; но тогда, замечает Годфруа, esse нельзя понимать как вещь по той
простой причине, что оно не может существовать отдельно: «In rerum natura extra intellectum
non est aliquid quod sit esse solum, ita scilicet quod ratio sua in essendo sit solum ratio essendi,
sine appositione alicujus, particularis rationis essendi»*. Годфруа добавляет: так как бытие
включает абсолютно все, что есть, полагать его реализованным в чистом состоянии означало
бы возвращаться к доктрине Парме-нида, где утверждается, что все, что есть, реально было
бы единым: «Et sic in rerum natura omnia essent aliquid unum secundum rem, quod falsumest»**.
В сфере ноэтикиГодфруа разделяет концепцию мысленной абстракции, подобную
концепции св. Фомы, и противостоит августиновскому учению об озарении. Но он делает
упор на пассивность интеллекта в познании, так как он воспринимает — в некоторой степени
наподобие Авиценны — умопостигаемую сущность познаваемой вещи как достаточно
реальную, чтобы она могла быть схвачена умом как таковая. Вследствие этого Годфруа
утверждает: интеллект не производит умопостигаемос-ти и универсальности ни в вещах, ни в
воображении, но действующий интеллект просвещает воображение таким образом, что
проявляется одна только чтойность, или сущность объекта, которая может воздействовать на
возможный интеллект и заставить нас познавать ее. Пассивности интеллекта соответствует
пассивность воли. Годфруа доказывает этот тезис аксиомой, заимствованной у Аристотеля:
невозможно, чтобы одна и та же вещь, взятая непосредственно и сама по себе, двигалась как
таковая. Поэтому не может быть абсолютной спонтанности воли, которая всегда движима
своим объектом в том, что касается детерминации ее действия, в том же, что касается
выполнения этого действия, она движется только посредством деятельности и решения
разума. Годфруа
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|