|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 339
Пуатье, Симон из Турне, Рауль Ардан, Этьен Лангтон, Николай из Амьена, Превотен,
Филипп Канцлер, Гильом Оксер-рский, Гильом Оверньский и, если угодно, магистр Адам.
После них — либо потому, что история оказалась несправедлива, либо потому, что их труды
действительно не имели большего значения, — учителя-миряне привлекают мало внимания.
Важным исключением является Генрих Гентский (ок. 1217-1293), магистр свободных искусств,
затем — магистр теологии Парижского университета, где он преподавал с 1276 по 1292 г.*
Этот влиятельный учитель, который, по-видимому, пользовался очень большим авторитетом
в последней четверти века, был советником Этьена Там-пье во время осуждения аверроизме в
1277 г. Долгое время творчеством Генриха Гентско-
го несправедливо пренебрегали: отчасти потому, что у него не было последователей, отчасти
потому — и эта вторая причина связана с первой, — что ни один религиозный орден не был
заинтересован в поддержке его репутации. Тем не менее был период, когда судьба ему вроде
бы улыбнулась. В XVI веке орден сервитов** ощутил острую необходимость в официальном
учителе — ведь доминиканцы и францисканцы имели своих. Поскольку Генрих Гентский не
принадлежал к какому-либо ордену, они сделали из него сервита и приняли его учение, что
заставило их по меньшей мере публиковать и комментировать его произведения. Сегодня ни
один орден не называет Генриха «своим», но ему начали отводить место в серьезных
исторических исследованиях; признано, что благодаря «Вопросам для обсуждения»
(«Quodlibeta») и «Теологической сумме» («Summa theologica») он заслужил занять достойное
положение среди крупных имен конца XIII века.
Самое надежное средство не заблудиться, приступая к изучению Генриха Гентского (как и
Дунса Скота), это вспомнить схему метафизики Авиценны — науки о бытии, поскольку оно
бытие. Бытие есть то, что первым предстает перед человеческим разумом; поэтому его
нельзя определить, но каждый знает, что обозначает это слово: то, что есть. В мышлении его
сопровождают два других понятия: «вещь» («res») и «необходимое» («necesse»). «Вещь» — это
«схваченное» бытие, так как бытие — это «то, что есть», или сущность. Под «необходимым»
понимается существующее необходимым образом. Отсюда первое деление бытия — на
«необходимое» и «возможное». Рассматривая отношения внутри этой пары, мы сразу же
замечаем, что возможное понимается только через необходимое: тогда остается только
постичь, каким образом через ряд действий, или актов, самих по себе необходимых,
возможные вещи иерархически эманируют из необходимого, которое есть Первосущее.
Поначалу представляется, что Генрих Гент-
Глава VIII. Философия в XIII веке
324
ский исходит из понятия бытия, но поскольку он стремится избежать греческого нецес-
ситаризма*, которым вдохновлялся Авиценна, то сперва он преломляет онтологию арабского
философа в христианском смысле. Вместо того чтобы делить бытие на необходимое и
возможное, он таким же образом разделяет его (с целью избежать смешения Бога и
конечных вещей) на «нечто, что есть само бытие», и «то, что есть нечто, чему подобает бытие
или может быть естественным образом ему присуще». Первое — это не-тварное бытие,
второе включает все тварное. Исходя из этих двух понятий, он строит свою метафизику.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|