|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 337
первична в плане познания, ибо есть первое познаваемое; наконец, она такова и в плане
существования, так как является причиной актуального существования всех существ. Это
первое существо есть свет. Св. Иоанн утверждает так в своем Евангелии, а св. Августин
уверяет, что «свет» есть собственное имя Бога: «Neque enim et Christus sic dicitur lux quomodo
dicitur lapis: sed illud proprie, hoc utique figurate»*** («О Книге Бытия буквально», Г/, 28,45). С
другой стороны, мы знаем: все, что не есть Бог, существует лишь благодаря причастности
Богу; отсюда следует: поскольку Бог суть свет, то все, что есть, есть только в той степени, в
какой оно причастно свету, или, что то же самое: в той мере, в которой вещь несет в себе свет,
в той мере она и обладает божественным бытием («Unumquodque quantum habet de luce,
tantum retinet esse divini»).
Свет, таким образом, — это форма, или совершенство, всего существующего: «Perfectio
omnium eorum quae sunt in ordine universi est lux»****. По своей сущности он способен
распространяться сам (auto-difiusive) и множиться (diffusiva sui, multiplicativa suiipsius). В
этом видится знак того, что свет есть источник жизни, которая тоже обладает способностью
распространяться и, следовательно, получает свою природу от света: «Est enim vita actus entis
difrusivi sui esse in aliud. Quod est husjusmodi, lux est proprie vel naturam lucis habens»*****.
Распространение и проявление — одно и то же. Августин вслед за св. Павлом (Еф. 5:13) уже
сказал, что всякое проявление есть свет. В самом деле, свет — это не только жизнь, но и
«являющая сила»: мы называем его так, «secundum quod in еа rerum species possunt
apparere»******. Когда эти принципы положены, можно построить иерархию познающих
субстанций, упорядочив их от самых благородных до самых низких в зависимости от того, в
какой степени пребывающий в них свет отделен от материи: Бог, чистые интеллигенции,
человеческие души, управляющие телами, тела, в которых свет деградирует в теплоту и
порождает жизнь и движение, — и так до тех пор, пока свет не угасает в инертной материи.
«Memoriale» не трактует в прямом смысле слова de fluxu entis*******, но, скорее, дает Глава
VIII. Философия в XIII веке
322
картину всеобщего озарения, где собраны и искусно растворены элементы самого разного
происхождения. Дионисий, Августин, Гун-диссалин, Гебироль-каждому отведена
определенная роль. Но основное направление философского умозрения в Париже к 1230 г.
было уже совершенно иным. И дело не в том, что метафизическая тема «de luce»* тогда
исчезла. Напротив, она четко прослеживается у св. Бонавентуры и оставляет следы повсюду,
где вновь и вновь обращаются к ав-густиновскому учению об озарении души Богом ради
познания истины.
Особенный интерес, который проявляли францисканские теологи к арабским
«Перспективам» (трактатам по оптике), в частности к трудам Альхазена, легко объясним.
Оптика — наука о свете — формулировала законы чувственно воспринимаемого света,
символизировавшего в их глазах невидимый свет, которым Бог озаряет каждого человека,
приходящего в мир. Поэтому было вполне естественно соединить науку о свете с
метафизикой и теологией божественного просветления. Далеко продвинутый Гроссе-тестом
и довольно случайно воспринятый св. Бонавентурой, этот синтез пронизывает весь трактат
«О свете» («De luce») францисканца Бартоломео Болонского, преподавателя теологии в
Париже, ставшего регентом Бо-лонской теологической школы после Матвея из
Акваспарты**; его следы теряются после 1294 г. Сейчас известен 41 его «вопрос»
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|