|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 336
est intellectui de intelligibilibus quam sensui de sensibilibus). Затем свидетельство или данные
наших чувств заставляют нас, следовательно, предположить мир чувственно
воспринимаемого, само чувственно воспринимаемое и мир частностей, или единичностей; с
еще большим основанием интеллект должен вынудить нас предположить мир
умопостигаемого; последний есть мир видов, или универсалий» («О Вселенной», II, 14).
Отсюда ясно, что Гильом даже с помощью Августина не сумел овладеть платоновской
диалектикой, которая подводит к положению об идеях. К тому времени, когда он писал эти
страницы, он, по-видимому, еще не читал «Федона», переведенного в XII веке Генрихом
Аристиппом. Для него все сводится к некоего рода интуиционизму умопостигаемого,
который дублирует интуиционизм чувственно воспринимаемого и объясняется озарением
из мира архетипов — причины и образца Вселенной, настоящее имя которой для христиан
— Слово, Сын Божий и истинный Бог. В учении Гильома Оверньского нашел почти полное
свое выражение августинианский комплекс XIII века. Разумеется, отныне ничто не могло
остановить «захвата» школ философией Аристотеля, но влияние Гильома, безусловно,
немало содействовало тому, чтобы отсрочить и ограничить ее успех.
Кроме этого широкого доктринального синтеза, осуществленного епископом Парижа в
начале XIII столетия, можно упомянуть только об одном действительно оригинальном
произведении французского происхождения. Это — любопытное сочинение под названием
«Мемуар о трудных вещах» («Memoriale rerum difficilium»). Впрочем, сказать с полной
уверенностью, что его автором был француз, нельзя. Вначале его приписывали польскому
философу и ученому Витело (Witelo, Vitellion)**, причем под названием «Об
интеллигенциях» («De
321
1. От Гильома Оверньского до Генриха Гентского
intelligentiis»). Однако, поскольку его цитировали до Витело, сейчас это предположение
отброшено. Автором обеих рукописей считали парижского преподавателя по имени Адам
Пульхре Мульерис; в одной из них даже написано: «Incipit Memoriale rerum difficilium Ade
pulcherrime mulieris»*. Если не обращать внимания на превосходную степень (pulcherrime),
то остается предположить, что автором «De intelligentiis» или «Memoriale rerum difficilium»
является некий Адам Бельфам** (либо носитель какой-то сходной с этой фамилии). Впрочем,
об этом парижском теологе больше ничего не известно, кроме того, что, судя по содержанию
его произведений и по цитатам в них, он писал около 1230 г. Ришар из Фурниваля
упоминает это сочинение примерно в 1246 г.; его цитирует Жерар д'Аббевиль в «Вопросах
для широкого обсуждения»(«(5шиЬе1а»), и оно даже удостоилось чести быть
процитированным — под заглавием «De intelligentiis» — св. Фомой Аквинским («De veritate»,
II, 1, Praeterea; Quaestiones quodlibetales, VI, 11,19, Sed contra).
Это очень интересное произведение. Оно в основном раскрывает тему дионисиевско-го
озарения, которая после Гундиссалина вдохновляла Алана Лилльского и Николая из Амьена.
Но в нее было введено то, что Клеменс Боймкер назвал «метафизикой света»; ее главным
представителем стал Роберт Гроссетест. Возможно, магистр Адам находился под влиянием
Гроссетеста, но это не очевидно, потому что «Memoriale» явно отличается от произведений
оксфордского профессора как техникой изложения, так и самим содержанием. Адам
исходит из первой субстанции — Интеллигенции, бесконечной и являющейся источником
всех прочих субстанций. Она предшествует всему остальному и в порядке дефиниций, ибо
остальное можно определить только по отношению к ней; она
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|